Инвестиции как фактор экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Direct foreign investments as one of the factors of economic growth are examined in this work. It is proved that the elaboration of national programs in public health, demography, education, housing policy, and social-labour terms is needed for the ensuring of effective investment process in social sphere. Also it is defined that for their realization a special fund of social development is needed.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лоскутова М. В.
Текст научной работы на тему «Инвестиции как фактор экономического роста»
ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
Direct foreign investments as one of the factors of economic growth are examined in this work. It is proved that the elaboration of national programs in public health, demography, education, housing policy, and social-labour terms is needed for the ensuring of effective investment process in social sphere. Also it is defined that for their realization a special fund of social development is needed.
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества страны с зарубежными странами. Многие экономисты весьма противоречиво оценивают иностранные инвестиции и их роль в экономике. Одни из них считают, что инвестиции приведут к утрате экономической независимости, другие видят в них источник спасения и подъема национальной экономики. Первые утверждают: произойдет распродажа отечества, неминуем экономический крах. Вторые видят в них возможность опереться на мировую мобильность факторов производства, трансферт знаний, технологий, опыта управления.
Но все сторонники этих взглядов едины в том, что иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований, и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам государства, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.
С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру переходной экономики, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, активно задействовать имеющийся потенциал квалифицированных специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного произ-
водства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является объективно необходимым процессом. От того, насколько успешно экономика страны будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика дальнейшего экономического роста страны. С участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:
— повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность;
— усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;
— развить импортозамещающие производства;
— повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;
— сформировать законченные технологические циклы с выпуском готовой продукции;
— увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;
— содействовать развитию отсталых и депрессивных районов;
— создать новые рабочие места в национальной экономике;
— использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;
— достигнуть экономической самостоятельности страны.
Подобными критериями руководствуются все развитые и развивающиеся страны, о чем свидетельствует история развития отдельных стран,
которые непосредственно ориентировались на эти критерии.
Зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для переходной экономики, так как он способствует обузданию кризиса и одновременно финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.
Таким образом можно определить основные формы привлечения и использования внешних источников финансирования: кредиты и займы международных финансовых организаций; прямые инвестиции; «портфельные» инвестиции.
К первой категории инвестиций относятся кредиты и займы МВФ, МБРР, ЕБРР, АБР и других международных организаций, предоставляемые по линии официальной помощи развитию. Эти ресурсы направляются на развитие и поддержание приоритетных отраслей экономики стран-получателей помощи, на финансирование программ системного преобразования экономики, дефицита платежного баланса, финансирование социального сектора, на поддержку структурных преобразований и развитие сельского хозяйства, на финансирование проектов развития мелких и средних предприятий и т. д. Отрицательной стороной таких заимствований является то, что они увеличивают внешний долг страны.
По методике Госкомстата к прямым относятся любые инвестиции в предприятия со стороны владельца более 10 % его акций (что дает акционеру право участвовать в управлении), к портфельным — инвестиции владельцев менее 10 % акций (как правило, это покупки акций на фондом рынке). К прочим инвестициям относятся в основном иностранные кредиты российским резидентам. Накопленные инвестиции — все иностранные инвестиции, имеющиеся в России на отчетную дату [1].
Прямые инвестиции — это форма инвестиций, представляющая собой долгосрочное вложение предпринимательского капитала, которое обеспечивает иностранному вкладчику контроль над деятельностью заграничного предприятия. Прямые иностранные инвестиции дают возможность инвестору распоряжаться всей прибылью, полученной зарубежным предприятием.
Прямые иностранные инвестиции при разумном их использовании способствуют диверсифи-
кации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест в стране, позаимствовавшей инвестиции, и по сравнению с иностранными кредитами не увеличивают задолженности страны, тем самым уменьшают отток валюты за рубеж. Поэтому развивающиеся страны стремятся привлекать именно прямые иностранные инвестиции. Но для этих стран важно не столько привлекать иностранные инвестиции, сколько рационально их использовать.
Следующей формой внешнего финансирования являются «портфельные» инвестиции, которые представляют собой долгосрочные вложения капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, кредитные и другие предприятия за границей. Они производятся обычно в форме покупки акций и облигаций заграничных акционерных компаний.
На мировом рынке капиталов «портфельные» инвестиции распространены в развитых странах с нормально функционирующим рынком ценных бумаг, фондовые ценности которых общепризнанны и значимы на международном фондовом рынке и в которые вкладчики вкладывают свои средства без особого риска для себя. Это, в первую очередь, портфели ценных бумаг международных организаций, финансово-кредитных институтов, ТНК и иностранных фирм-гигантов высокоразвитых стран.
Приходя в страну, такой блуждающий капитал подпитывает оборотные фонды предприятий, расширяет возможности их маневра в условиях всеобщего дефицита финансовых ресурсов. Поэтому приток портфельных инвестиций также необходим. Он увеличивает ликвидность вложений. Более того, стратегические инвесторы не станут вносить деньги в уставные капиталы тех акционерных обществ, акции которых не котируются на рынке, иными словами, если они не являются объектом портфельных инвестиций.
Как было уже замечено ранее, прямые иностранные инвестиции как категория международной инвестиционной деятельности характеризуются приобретением долговременного интереса инвестора в хозяйственной деятельности предприятия, являющегося резидентом другой экономики. Обычно это взнос в уставный капитал предприятия или приобретение его контрольного пакета акций. Такой интерес подразумевает значительное участие иностранного инвестора в управлении деятельностью предприятия.
Мировая практика знает и другие формы инвестирования. Среди них особенно заметное развитие получили в последнее десятилетие так на-
зываемые «новые формы промышленных инвестиций», или неакционерные формы инвестиций. К их числу относятся: лицензирование (исключительное, когда фирма продает ноу-хау единственному зарубежному лицензиату, и неисключительное, при котором ноу-хау продается ряду зарубежных партнеров), лизинг, франчайзинг, совместное производство, субподряд, строительство заводов «под ключ».
Говоря о приоритетных формах привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), важно отметить привлекательность еще одной формы инвестирования иностранного капитала в экономику, каковой является аренда или концессии. Концессии представляют собой предоставление зарубежным предпринимателям права осуществления разного рода хозяйственной деятельности на условиях долгосрочной аренды. Предоставление права на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, на осуществление других видов деятельности, являющихся монополией государства, реализуется на основе специальных сроков в соответствии с действующим законодательством страны.
Преимущества и издержки прямых иностранных инвестиций для принимающих стран состоят в следующем. ПИИ могут увеличить объем капиталовложений в принимающей стране до более высокого уровня, чем это позволяет уровень сбережений внутри страны.
Это является достаточно веской причиной для привлечения ПИИ в страны с переходной экономикой, поскольку после окончания эры центрального планирования объем внутренних сбережений в этих странах находился на достаточно низком уровне. Это не позволяло осуществлять через банковскую систему капиталовложения в новые предприятия и проекты создания инфраструктуры. А увеличение таких капиталовложений может ускорить экономический рост.
Тем не менее, между прямыми иностранными инвестициями и ростом ВВП есть взаимосвязь, но между ними нет причинной связи. Странам с высоким уровнем прямых иностранных инвестиций удалось создать условия для первоначальных инвестиций и некое подобие «добродетельного круга», в котором исходные условия для инвестиций и роста приводят к дальнейшему росту прямых иностранных инвестиций, которые ведут к дальнейшему экономическому росту.
И наоборот, страны с низким уровнем прямых иностранных инвестиций, которые не созда-
ли условий для инвестиций и не достигли экономического роста, оказались в «порочном круге», характеризующемся постоянным отсутствием инвестиций и постоянным отсутствием роста. В большинстве случаев экономический рост и увеличение прямых иностранных инвестиций происходят при проведении рыночных реформ, которые носят последовательный, всеобъемлющий и устойчивый характер в целях сохранения притока прямых иностранных инвестиций и достижения продуктивности капиталовложений.
Что касается потоков капитала, прямые иностранные инвестиции могут профинансировать часть дефицита счета текущих операций, а в отдельных странах (например, Венгрия и Прибалтийские страны) прямые иностранные инвестиции стимулируют рост экспорта. Прямые иностранные инвестиции также являются важным источником валютных резервов в странах с переходной экономикой.
Учитывая вероятность увеличения дефицита счета текущих операций и неблагоприятные перспективы финансирования со стороны рынков капитала, прямые иностранные инвестиции приобретают еще большее значение в обеспечении потоков капитала в страны с переходной экономикой. Более того, прямые иностранные инвестиции (с помощью приватизации) выглядят для многих стран привлекательным средством финансирования бюджетного дефицита, пенсионных программ и других обязательств.
Поэтому степень выполнения задач по привлечению иностранных инвестиций должна стать важным фактором осуществления ближайших планов экономического роста. Прямые иностранные инвестиции могут привести к росту производительности на предприятиях страны-получателя: во-первых, путем предоставления технологий, к которым эта страна не имела ранее доступа; во-вторых, посредством улучшения методов работы и контроля качества; и в-третьих, при помощи обучения кадров.
Кроме того, деятельность иностранной компании оказывает влияние на внутренний рынок, поскольку требует от поставщиков (а также их заказчиков) и местных конкурентов поставлять качественные товары фирмам, работающим на международных рынках.
Необходимо отметить, что местная экономика выигрывает от того, что доходы, произведенные рабочей силой в принимающей стране, обычно тратятся на этой же территории, оказывая, таким образом, множественный эффект.
Для стран с развивающейся экономикой с достаточно образованной и квалифицированной рабочей силой наличие на территории страны фирм международного уровня может также снизить предрасположенность квалифицированной рабочей силы к эмиграции в страны с более высоким заработком (т. е. может сократить и масштабы «утечки мозгов»).
В начале переходного периода в 1990 г. общий запас прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в странах с переходной экономикой был меньше 1 % мирового уровня. Однако переходные экономики увеличили свою долю в общемировых запасах ПИИ до 2,0 % к 2000 г. Доля стран региона в общемировых притоках ПИИ достигла 3,7 % в 2001 г. по сравнению со средним значением в 2 % в предыдущих годах. В начале 1990-х гг. среднегодовые притоки ПИИ в страны с переходной экономикой составляли порядка 6,5 млрд. долл. США [6].
В 1996 г. приток ПИИ в страны Центральной и Восточной Европы и СНГ составил 16 млрд. долл. США. С этого момента объемы привлекаемых прямых инвестиций в регионе постепенно возрастали. Так, с 1996 г. приток ПИИ в страны с переходной экономикой почти удвоился и достиг по расчетам ООН 30,7 млрд. долл. США в 2001 г. [6].
Если сравнить страны с аналогичным уровнем доходов на душу населения, то уровень ПИИ в странах Восточной Европы составляет лишь половину от их потенциального объема, что свидетельствует о наличии значительных возможностей по привлечению ПИИ в этот регион. Следует отметить, что ПИИ остаются крайне неравномерно распределенными среди стран региона.
Так, общий объем привлеченных прямых инвестиций в Польше, Чешской Республике и Венгрии достиг приблизительно 83,1 млрд. долларов США или более чем 57 % всех ПИИ в регионе к 2001 г. Совокупные притоки ПИИ в СНГ составили 31,9 млрд. долл. в течение последнего десятилетия, что составляет всего лишь 22 % всего объема ПИИ в регионе. Доля Азербайджана, Казахстана, России и Украины составляла 87 % совокупного запаса ПРШ в СПГ в течение периода 1989-2001 гг. [9].
В конце 90-х гг. прошлого столетия перед Россией, как и в начале 90-х гг., вновь открылась возможность для реализации мер, способных обеспечить экономический рост в стране. Позитивные тенденции, возникшие осенью 1998 г. при девальвации рубля, усилились благодаря сложившейся конъюнктуре на внешних рынках, сбалансированности государственных финансов и
макроэкономической стабильности. Тем не менее, инвестиционный механизм в экономике все еще работал неэффективно.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретало привлечение иностранного капитала в экономику страны. Это подтверждает и опыт многих восточноевропейских государств, экономический подъем которых во многом явился следствием целенаправленной государственной политики привлечения иностранного предпринимательского капитала. Так, например, в одной из наиболее развитых постсоциалистических стран — Венгрии — к настоящему времени иностранный капитал занял ключевые позиции в основных секторах национальной экономики: в собственности зарубежных инвесторов находится до 60 % уставного капитала обрабатывающей промышленности, 70 % уставного капитала финансового сектора, более 50 % уставного капитала сферы оптовой торговли. Из 200 крупнейших венгерских компаний в частичной или полной иностранной собственности находятся не менее 150 [4].
Тот факт, что в западных инвестиционных средствах сегодня наша страна нуждается несравненно больше, чем вчера, подтверждает сложившаяся в России ситуация, когда почти все предприятия в долгах, возрастает просроченная задолженность, когда в конечном итоге все это ведет к спаду производства, прекращению государственного инвестирования промышленности.
Целесообразно заметить, что стратегическое положение России на европейском пространстве, богатые месторождения полезных ископаемых, значительный потенциал АПК, а также высокий образовательный уровень трудовых ресурсов предопределили значительную роль прямых иностранных инвестиций в общем потоке внешних финансовых ресурсов.
Выгодность привлечения прямых инвестиций очевидна. При эффективном, разумном использовании они, не ложась долговременным бременем на государственный бюджет, позволяют получить значительные финансовые ресурсы для инвестирования ключевых для экономики России производств.
После финансового краха августа 1998 г. прямые иностранные инвестиции — единственный источник свободных средств в условиях затрудненного доступа на мировые финансовые рынки
и при нулевых сбережениях населения России. Поэтому появилась задача принятия экстраординарных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. Возможный благодаря этому приход в Россию стратегических инвесторов может рассматриваться в качестве определенной гарантии от новых экономических и политических потрясений.
Совершенствование законодательства, а также улучшение инвестиционного климата позволило увеличить в последние годы приток иностранных инвестиций в экономику России. Так, прямые инвестиции за 2004 г. поступили на сумму 9,42 млрд. долл., что на 38,9 % больше по сравнению с объемом 2003 г. Объем портфельных инвестиций составил 333 млн. долл., что на 17 % ниже показателя 2003 г. Прочие инвестиции поступили на сумму 30,756 млрд. долл. — на 36,6 % больше по сравнению с предыдущим годом [5].
Таким образом, в общей структуре притока иностранных инвестиций в РФ за 2004 г. 75,9 % составляли «прочие инвестиции», 23,3 % — прямые инвестиции и 0,8 % — портфельные инвестиции [5].
В обрабатывающие производства в 2004 г. поступили иностранные инвестиции на сумму 10,236 млрд. долл., в добычу полезных ископаемых — 9,934 млрд. долл.; в сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных
средств и бытовой техники — 13,037 млрд. долл.; в сферу операций с недвижимостью — 2,572 млрд. долл., в транспорт и связь — 2,033 млрд. долл.; в госуправление, обеспечение военной безопасности и обязательное соцобеспечение —
1,059 млрд. долл., в финансовый сектор экономики — 1,001 млрд. долл. [5].
Общая сумма накопленных инвестиций в экономике России на конец 2004 г. равнялась 81 млрд. 997 млн. долл. Из этой суммы 36 млрд. 147 млн. долл. составляли прямые инвестиции, 1 млрд. 593 млн. долл. — портфельные и 44 млрд. 257 млн. долл. — прочие. Объем накопленного иностранного капитала в российской экономике к концу 2004 г. увеличился на 43,8 % по сравнению с концом 2003 г. [5].
Можно утверждать, что в 2006 г. продолжилась тенденция перехода от экономического роста, детерминированного экспортом и потребительским спросом, к инвестиционному росту. Это очень важная тенденция, ее подержание и укрепление является важнейшей задачей властей на ближайшее будущее. Для иностранных инвестиций характерна позитивная динамика, причем в условиях, когда государство активизирует свою роль в экономической жизни, наращивая активы государственных предприятий, работающих в наиболее привлекательных при нынешней конъюнктуре секторах (отрасли топливно-энергетического комплекса) [7].
Инвестиционные показатели России послекризисного периода (1999-2006 г.) [12]
Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Инвестиции в основной капитал
Млрд. руб. 670,4 1165,2 1504,7 1762,4 2186,4 2804,8 3534,0 4482,7
В % к предыдущему году 105,3 117,4 110,0 102,8 112,5 111,7 110,7 113,5
Накопленный иностранный капитал в экономике, млрд. долл. 96,4 130,0
Иностранные инвестиции, млрд. долл. 9,6 11,0 14,3 19,8 29,7 40,5 53,7 35,3
прямые 4,3 4,4 4,0 4,0 6,8 9,4 13,1 10,3
портфельные 0,031 0,145 0,451 0,472 0,401 0,333 0,453 0,7
прочие 5,3 6,4 9,8 15,3 22,5 30,8 40,1 24,4
Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Люксембург, на долю которых приходится соответственно 16,8 %, 14,6 % и 14,5 % всех накопленных инвестиций в страну. В первую десятку крупнейших инвесторов входят далее Германия (11,4 %), Великобритания (10,6 %), США (8,1 %), Франция
(4,7 %), Виргинские острова (2,3 %), Швейцария (2,1 %) и Австрия (1,7 %) [10].
В заключение хотелось бы отметить тот немаловажный факт, что выбор приоритетной формы иностранного инвестирования связан с тем, что для страны важно не смешивать два аспекта проблемы: политический и экономический. Раз-
вивающиеся страны, относящиеся с настороженностью к прямым частным иностранным инвестициям, нередко предпочитали последним государственные долги. Это стало одной из основных причин того, что они оказались в системе экономической уязвимости, втянувшей их в долговой кризис. Следует стремиться и по возможности избегать чрезмерного окутывания национальной экономики долгами и предоставлять широкие возможности приватизированным предприятиям, кооперативам, частным предприятиям самостоятельно решать, каким образом, привлекая иностранные инвестиции, достигать наибольшей эффективности производства.
По мнению автора настоящего исследования, в ближайшем будущем следует ожидать приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Это во многом связано с повышением рейтингов России до инвестиционной категории ВВВ1, что будет содействовать снижению стоимости привлечения кредитов и инвестиций как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
22 августа 2005 г. Министерство финансов РФ объявило о завершении погашения части долга перед Парижским клубом кредиторов в объеме 15 млрд. долл. Благодаря проведению операции по досрочному погашению, долг России, унаследованный перед Парижским клубом от бывшего СССР в объеме 40 млрд. долл. (с учетом 5-ти реструктуризации), сократился на 15 млрд. долл. [5].
Платежи по досрочному погашению были проведены 29 июля в объеме около 13 млрд. долл. и в конце августа — в объеме около 2 млрд. долл. Средства на осуществление платежей в объеме 430,1 млрд. руб. были выделены из Стабилизационного фонда РФ 30 июня 2005 г. [12].
Нынешний экономический рост в России носит восстановительный характер. Он тесно связан с предшествующей рецессией, падением производства после краха Советского Союза. Падение было обусловлено, в свою очередь, структурной перестройкой экономики и кризисом старой системы хозяйственных связей, тогда как их новая система еще не сформировалась.
Восстановительный рост — известный, но достаточно необычный, не очень хорошо изученный феномен: в каждой из стран, которые через него проходят, его отличает своя специфика. Это отчетливо проявилось в 20-х гг., когда восстановительный рост был зафиксирован в России впервые
1 Повышение 8&Р кредитного рейтинга России до инвестиционного уровня свидетельствует об укреплении финансовой системы страны, www.prime-tass.ru, 31.01.2005
и были предприняты первые попытки его анализа экономистами В. Громаном и В. Базаровым.
В настоящее время тоже сложно представить, как будут дальше развиваться в России процессы восстановительного роста. Есть основания полагать, что пределы его будут исчерпаны при объемах выпуска более низких, чем те, которые были характерны для российского ВВП в период максимального его уровня при социалистическом производстве. При этом восстановительный рост носит затухающий характер. Это означает, что темпы роста снижаются, потому что ресурсы восстановления, ресурсы введения имеющихся мощностей и рабочей силы оказываются исчерпанными. Разумеется, когда темпы роста идут вниз, затухание может быть компенсировано новыми факторами роста производства, новыми капитальными вложениями, вводом новых мощностей, включением в производственный процесс новой рабочей силы. Но это требует другого качества национальных институтов, способных обеспечить экономическое развитие.
По мнению Е. Гайдара, важнейшая предпосылка долгосрочной устойчивости экономического роста в условиях глобального и меняющегося мира — способность общества и национальных элит сочетать две важнейших компоненты: стабильность институтов и институциональную гибкость, способность к адаптации. Мы постоянно сталкиваемся с новыми вызовами и от того, как мы способны адаптироваться к этим вызовам, зависит, как пойдет развитие страны в долгосрочной перспективе [2].
Еще в своем Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 г. В. Путин отмечал, что существует мнение о том, что российской экономике не нужны качественные подъемы и рывки, крупные национальные проекты, дающие серьезные приращения. И что вполне достаточно быть последовательными исключительно в проведении уже существующей политики, даже если она и не приносит ожидаемых высоких темпов роста. При таком отношении к делу, при такой боязни делать ответственный выбор мы не сможем быстро и качественно продвинуться вперед. Проблема реального выбора источников роста появится лишь при жесткой необходимости решать конкретную задачу. Такая задача есть -это удвоение ВВП — задача, которая потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике [11].
В среднесрочной программе социальноэкономического развития Российской Федерации,
определяющей ключевые направления деятельности Правительства РФ на 2006-2008 гг., указано, что удвоение валового внутреннего продукта за 10 лет является главным индикатором успешности социально-экономического развития страны. Ключевым условием достижения стратегических целей, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе является обеспечение неуклонного роста конкурентоспособности России. В современном мире, который быстро и неотвратимо идет по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к международной конкуренции становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. В современном мире от конкуренции нельзя защититься — в ней можно только победить или проиграть [10].
5 сентября 2005 г. на встрече с руководителями правительства Федерального собрания и членами президиума Госсовета Президент Владимир Путин сделал ряд принципиальных заявлений, реализация которых, безусловно, улучшит социальное положение в стране. В. Путин поставил перед правительством России новую задачу -социальной переориентации бюджета. В 20002005 гг. основная задача заключалась в стабилизации социально-экономического положения
страны. Нужен был запас прочности — наращивание Стабилизационного фонда, золотовалютного резерва. Идя по этому пути, государство не уделяло достаточного внимания пенсионерам, бюджетникам. Но теперь финансовые возможности государства выросли, и можно вместо экономии любой ценой развивать социальную сферу.
Председатель Совета Федерации С. Миронов, выступая перед депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заявил, что «для обеспечения эффективного инвестирования государственных средств в социальную сферу требуется разработка национальных программ в здравоохранении, демографии, образовании, жилищной политике, социально-трудовых отношениях. Для их реализации нужно создать специальный фонд социального развития. Состояние золотовалютных запасов и стабилизационного фонда позволяют России создать своеобразный фонд будущих поколений». При этом он отметил, что в стабили-
зационном фонде на конец 2006 г. правительство планирует накопить 2,242 трлн. руб. или 44 % от суммы доходов федерального бюджета [8].
Таким образом, можно сделать вывод, что значимость инвестиций особенно велика при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов и огромной потребности в них в целях осуществления структурной перестройки на более высокой технико-технологической основе, достижения новых показателей экономического роста. Это особенно важно для тех отраслей, государственные дотации которым сокращаются, — отрасли АПК, энергетика, транспорт, связь, химическая промышленность.
1. Ведомости. 2001. 30 нояб.
2. Гайдар Е. Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М.: Дело, 2005. 656 с.
3. Данные агентства ПРАИМ-ТАСС, www.prime-tass.ru 31.01.2005.
4. Данные Госкомстата РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Объединение «Информ ВЭС», Государственное инвестиционное агентство, сентябрь 2002 г.; Россия в цифрах. 2003. М.: Федеральная служба государственной статистики. С. 331.
5. Данные Росстат, ПРАЙМ-ТАСС, 17 марта
6. Доклад UNCTAD, 2002, www.unitad.org
7. Мау В. Экономическая политика 2006 г.: на пути к инвестиционному росту // Вопросы экономики. 2007. № 2. С. 4-25.
8. Миронов С. Данные информационного агентства «Прайм-тасс» // www.prime-tass.ru news’show. asp? news, 07.09.2005
9. Обломуродов И. Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой // Институт по прогнозированию развития и либерализации банковско-финансовой системы. Алматы, 2004.
10. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.). Министерство экономического развития и торговли РФ, http: www.economy. gov.ru
11. Российская газета. 2003. 17 мая. № 93 (3207).
12. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. Федеральное агентство по статистике России. М., 2006.
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В научной литературе и действующем законодательстве инвестициями понимаются деньги ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, а также услуги и информация.
Инвестиции являются неотъемлемой частью экономики, выступают инструментом экономического роста, обеспечением устойчивого социально-экономического развития. Инвестиции способны стимулировать научно-технический прогресс, необходимы для обновления основного капитала, преодоления экономического спада, развития промышленности, повышения эффективности управления и выхода на рынок.
Инвестирование может осуществляться по различным направлениям, мы же выделим наиболее общие:
— пищевая и легкая промышленность;
Инвестиционная деятельность осуществляется на основе государственно-частного партнерства в рамках средне- и долгосрочного сотрудничества государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Иными словами, государство привлекает средства бизнеса для развития по определенным направлениям – строительство социально важных объектов, промышленной инфраструктуры, развитие инновационных технологий, вложение в основные фонды и человеческий капитал и прочего, в обмен на дивиденды от использования объектов, товары и услуги, налоговые преференции.
Однако, такая зависимость от инвестиций сказывается на экономической безопасности.
Под экономической безопасностью рассматривается важность национальных интересов, экономическая независимость, стабильность и устойчивость экономики к внутренним и внешним воздействиям [6, с. 54].
Также следует рассматривать экономическую безопасность субъекта РФ – независимость экономики региона, устойчивый экономический рост, решение вопросов регионального значения, высокое качество управления.
Экономическая безопасность выражается в стабильности и независимости от различных факторов [11, с. 36-37]. Вместе с тем, при значительном объеме инвестиций создается угроза экономике, поскольку инвестиция работает по принципу кредитных отношений «в будущем необходимо за нее отдавать».
В экономических отношениях рассматриваются четыре основные внешние сферы угроз экономической безопасности государства: структура внешней торговли, ее международная инвестиционная позиция, валютно-финансовые отношения и влияние международных экономических организаций.
Внутренние угрозы экономической безопасности проблемы неустойчивости и неразвитости финансовых рынков, бюджетно-налоговой системы, проблемы реального сектора экономики.
В 1990-е годы в Российской Федерации была выработана государственная стратегия экономической безопасности, которая включала в себя защиту национальных интересов, социальную направленность политики.
В 2000-е годы произошли изменения в структуре источников финансирования, что выразилось в резком сокращении удельного веса государственного сектора. Специалисты в то время отметили обострение проблемы экономической безопасности страны в связи с увеличением объемов инвестиций в промышленность (в основном, топливно-энергетический комплекс) отдельных регионов РФ – Кемеровская и Тюменская области, ЯМАО, Якутия и Татарстан.
Поскольку российская экономика того периода находилась в переходной стадии, отмечалась нестабильность, инвестиции стали рассматриваться как источник угроз экономической безопасности.
Для предупреждения негативных последствий воздействия на российскую экономику в период сложного периода, были приняты меры правового и экономического характера. В частности, совершенствование межбюджетных отношений, были приняты Федеральные законы от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Для привлечения инвестиций, развития государственно-частного партнерства, реализации последовательной и эффективной экономической, инвестиционной политики, в субъектах Российской Федерации были созданы особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, технополисы и промышленные парки.
Согласно информации Росстата, в Российской Федерации и в настоящее время отмечается увеличение показателей, характеризующих финансовые условия инвестиционной деятельности [4].
Показатели, характеризующие финансовые условия инвестиционной деятельности
Инвестиции как фактор роста экономики
Сущность понятий «инвестиции», «экономической рост». Виды инвестиций, специфика и значение инвестиционного процесса. Влияние иностранных инвестиций на конкурентоспособность национальной экономики. Направления стимулирования инвестиционной активности.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.02.2017 |
Размер файла | 62,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
- Введение
- 1. Теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи инвестиций и экономического роста
- § 1.1 Сущность понятий «инвестиции» и «экономической рост» с точки зрения современной науки
- § 1.2 Специфика и экономическое значение инвестиционного процесса
- § 1.3 Инвестиции в инновационные разработки как важный фактор экономического роста в регионах
- § 2.1 Анализ влияния иностранных инвестиций на конкурентоспособность национальной экономики
- § 2.2 Направления стимулирования инвестиционной активности в Российской Федерации с целью достижения экономического роста
Актуальность проблемы исследования. Сложившаяся экспортно-сырьевая модель экономики не способна обеспечить сбалансированный экономический рост и макроэкономическую стабильность в долгосрочной перспективе. Это связано с целым рядом факторов. Во-первых, сырьевой модели экономики присуща зависимость социально-экономического положения от конъюнктуры цен на мировом рынке, негативных и дискриминационных действий в отношении российских компаний-продуцентов. Во-вторых, сырьевой сектор, будучи по своей природе капиталоемким, требует огромных масштабов производства и неизбежно высокой концентрации капитала, что приводит к высокой степени монополизма. В-третьих, гипертрофированное развитие экспорта топливно-энергетических ресурсов повлекло за собой снижение сырьевой обеспеченности национальной промышленности и ограничило возможности ее эффективного функционирования. В-четвертых, следует отметить крайне низкую экономическую эффективность сырьевого экспорта. Поскольку степень переработки сырья носит первичный характер, добавленная стоимость минимальная. В-пятых, ограниченная потребность добывающих отраслей в инвестициях и рабочей силе, особенно квалифицированной, при одновременной неразвитости несырьевого сектора обусловливает высокий уровень оттока капитала и трудовых ресурсов в зарубежные страны. В-шестых, запасы рентабельных месторождений имеют тенденцию к истощению, а разработка новых будет требовать все более высоких удельных капиталовложений. В занимаемой нише сырьевых товаров и продукции первого передела Россия испытывает возрастающую конкуренцию многих развивающихся стран, в которых добыча сырья и производство первичной продукции требуют меньше затрат.
Проведение взвешенной государственной инвестиционной политики предполагает ее направленность на оживление инвестиционных механизмов деятельности предприятий, а также на поддержку конкурентоспособных отечественных производств, в первую очередь высокотехнологичных, способных сформировать конкурентные преимущества на мировом рынке на основе системы государственных заказов, гарантий и программ, формирование рынка эффективных инновационных и инвестиционных проектов, их совместное финансирование.
В рыночной экономике роль государства как непосредственного инвестора сохраняется для базовых жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы, имеющих важное государственное значение.
В международной практике значение государственного инвестирования возрастает не столько с точки зрения объема централизованных источников, сколько с позиций государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов. В связи с озвученными фактами уместно привести цитату на исследование Ш.Р. Абдуллаевой, указывающей в своем исследовании на последние оценки МВФ, согласно которым, «в среднем в развитых странах уровень государственных инвестиций составляет около 3,7% ВВП или 15% всего объема инвестиций».
Эффективное инвестирование в базовые отрасли способствует росту национальной экономики, повышает уровень ее конкурентоспособности на мировом рынке, обеспечивает развитие смежных отраслей промышленности, способствует развитию производственной кооперации между структурообразующими крупными предприятиями и малым частным бизнесом. инвестиция экономика конкурентоспособность
Степень разработанности проблемы. В разное время проблемой влияния инвестиций на процессы экономического роста занимались А.Г. Аганбегян, Л.И. Абалкин, О.Ю. Мамедов, С.Ю, Глазьев и др. известные российские ученые. Активно поднятая проблема исследования изучается такими авторами как: Д.А. Гурцкой, М.С. Гриднев, М.Ю. Маковецкий, Л.М. Рабинович, Е.А. Смородина.
Теоретическая основа курсового исследования. Важную роль в процессе подготовки курсового исследования сыграли публикации, монографии и учебные пособия отечественных и зарубежных ученых за последнее десятилетие, по выбранной проблеме исследования.
Объектом исследования являются инвестиции и инвестиционный процесс.
Предмет исследования — инвестиции как фактор роста экономики.
Цель курсового исследования — выявить возможности и особенности влияния инвестиций на процесс экономического роста в современных условиях развития общества и государства.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. исследованы сущность понятий «инвестиции» и «экономической рост», а также виды инвестиций;
2. изучены специфика и экономическое значение инвестиционного процесса;
3. рассмотрена проблема инвестиций в инновационные разработки как важного фактора экономического роста в регионах;
4. проведен анализ влияния иностранных инвестиций на конкурентоспособность национальной экономики;
5. предложены направления стимулирования инвестиционной активности в Российской Федерации с целью достижения экономического роста.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику курсового исследования, которое состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения и списка использованных источников.
1. Теоретико-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ основы исследования ВЗАИМОСВЯЗИ инвестиций и ЭКОНОМИЧЕСКОго РОСТА
§ 1.1 Сущность понятий «инвестиции» и «экономической рост» с точки зрения современной науки
Прежде всего, считаем методологически целесообразным в рамках проводимого исследования, разобраться в сущности основополагающих понятий.
Термин «инвестиции», происходит от понятия «инвеститура» (позднелат. investiture, от лат. investio — облачаю, облекаю). В Средние века в Западной Европе он означал юридический акт передачи сеньором вассалу земельного феода (лена), должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символическим обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т.п. символов власти. Согласно инвеституре, у вассала появлялись право контролировать вверенную ему часть имущества сеньора, распоряжаться получаемым от использования этого имущества доходом и необходимость выполнения перед сеньором ряда обязательств, в том числе по передаче части полученного вассалом дохода.
Авторы современного экономического словаря понимают под инвестициями «долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Инвестиции дают отдачу через значительный срок после вложения. Различают следующие виды инвестиций: государственные, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников; иностранные — вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями; частные, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства. Выделяют производственные инвестиции, направляемые на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, и интеллектуальные, вкладываемые в создание интеллектуального, духовного продукта. Также рассматривают контролирующие, прямые инвестиции, обеспечивающие владение более чем 50% голосующих акций другой компании, и неконтролирующие, обеспечивающие владение менее чем 50% голосующих акций другой компании».
В настоящее время термин «инвестиции» применяется в основном в социально-экономической сфере и трактуется в разных источниках по-разному.
Инвестиции необходимо отличать от текущих затрат на производство и продажу и от спекуляций. Отличие инвестиций от текущих затрат заключается в том, что эффект от инвестиций ожидается не в том периоде, в котором они осуществляются, а в течение ряда последующих периодов. Эффект же от текущих затрат ожидается в периоде их осуществления.
К существенным признакам, отделяющим инвестиции от спекуляций, наиболее часто относят:
1. Обоснованность вложения. Если ему предшествует тщательный анализ фактов, перспектив, рисков, то вложение — инвестиция, во всех остальных случаях — спекуляция.
2. Цель вложения. Если оно производится с целью получения дохода в виде дивидендов, носящих систематический характер, то вложение считается инвестицией. Если вложение нацелено на получение дохода в виде разницы в цене актива (акции, пая, товара), доход формируется только один раз при продаже или погашении актива, то это спекуляция.
3. Сущность операции. Инвестирование предполагает приобретение активов такого рода, все владельцы которых вместе взятые выручают, в конечном счете, больше средств, чем потратили на их приобретение, т.е. это «игра с положительной суммой». Спекуляции предполагают получение прибыли одними игроками за счет убытков других, т.е. это «игра с отрицательной суммой».
Учеными и практиками для целей планирования и анализа идентифицированы различные виды инвестиций.
Специалисты, исследующие вопросы макроэкономики, различают автономные инвестиции (не зависящие от величины национального дохода) и индуцированные инвестиции (зависящие от величины национального дохода) инвестиции.
Финансисты У.Шарп, Г.Александер и Дж.Бэйли утверждают, что целесообразно различать реальные и финансовые инвестиции. Реальные инвестиции представляют собой вложения в какой-либо тип материально осязаемых активов (например, землю, оборудование, заводы). Финансовые инвестиции — это контракты, записанные на бумаге (например, акции и облигации). Как правило, эти две формы инвестиций являются взаимодополняющими. Например, если организации потребуются средства для осуществления реальных инвестиций, то она может их привлечь за счет выпуска и продажи дополнительных акций, приобретение которых для их покупателей будет финансовой инвестицией.
Г.В.Савицкая считает, что реальные инвестиции представляют собой «вложение средств в обновление имеющейся материально-технической базы предприятия; наращивание его производственной мощности; освоение новых видов продукции или технологий; инновационные нематериальные активы; строительство жилья, объектов соцкультбыта, расходы на экологию и др.». По ее мнению, финансовые инвестиции — это долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги, корпоративные совместные предприятия, обеспечивающие гарантированные источники доходов или поставок сырья, сбыта продукции и т.д.
В международной практике в составе инвестиций выделяются венчурные, прямые, портфельные и аннуитет. К венчурным относятся инвестиции, направляемые на реализацию проектов, имеющих высокую степень риска, к прямым — вложения в основной капитал организаций производственной и непроизводственной сферы. Портфельные инвестиции предполагают вложения в ценные бумаги, аннуитет включает инвестиции, которые приносят вкладчику доход через равные промежутки времени.
Под термином «экономический рост» обычно понимают следующее:
«1) увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое прежде всего такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Экономический рост измеряется темпами роста или прироста этих показателей за определенный период времени (отношение показателей в конце и в начале периода или отношение прироста показателя к его начальному значению);
2) наблюдаемое на графике (кривой роста) увеличение объемных показателей экономической деятельности, в результате увеличения количества используемых факторов производства или совершенствования техники и технологии».
Значимость привлечения инвестиций особенно велика при условии ограниченности инвестиционных ресурсов и чрезмерной потребности в них в целях осуществления структурной перестройки экономики на более высокой технико-технологической основе, достижения новых показателей экономического роста. Это особенно важно для тех отраслей, государственные дотации которым сокращаются, — отрасли АПК, энергетика, транспорт, связь, химическая промышленность.
§ 1.2 Специфика и экономическое значение инвестиционного процесса
Одним из важных различий между финансовыми и реальными инвестициями является то, что теория инвестиций в финансовые активы развита существенно полнее, чем теория инвестиций в активы реальные. Это и понятно — в первом случае в качестве объектов инвестиций выступают стандартизованные инструменты (ценные бумаги), поддающиеся формализованному описанию, а во втором — реальные инвестиционные проекты, каждый из которых обладает индивидуальными особенностями и реализуется в конкретной экономической структуре, характеризующейся своими уникальными параметрами. Строго говоря, теория инвестиций в реальные активы сводится к оценке различными методами эффективности вложений в тот или иной проект и к определению методики выбора наилучших вариантов инвестиций. Безусловно, это очень важный, но не единственный элемент инвестиционного процесса.
Инвестиционный процесс — уникальный для определенной инвестиционной среды процесс приобщения инвестора к объекту инвестиций, осуществляемый для получения дохода через инвестирование.
Инвестиционный процесс как система включает:
— инвестора как субъекта;
— взаимодействие между объектом и субъектом — инвестирование в интересах получения инвестиционного дохода;
— инвестиционную среду — среду, в которой происходит взаимодействие объекта и субъекта.
Инвестиционный процесс не существует самостоятельно, а постоянно включен в определенное пространство. Он рассматривается во взаимосвязи с другими системами.
Каждый субъект ориентирован на развитие, для чего необходимы восполнение конкретных ресурсов, изменение свойств. Ориентация в реализации данной потребности исключительно на собственные силы неизбежно ведет к резкому замедлению роста за счет отвлечения основных ресурсов объекта.
В условиях специализации недостаточность собственных ресурсов заставляет субъект искать объект, основные характеристики которого позволяют восполнить существующий ресурсный дефицит. Потребность в инвестициях возникает в ситуации, когда потенциал найденного объекта не в полной мере удовлетворяет требуемым критериям и появляется необходимость внешнего участия для стимулирования развития.
Возможность осуществления инвестиционного процесса формируется в ситуации, когда субъект обладает ресурсами или свойствами, достаточными для того, чтобы оказать необходимое воздействие на требуемые свойства объекта инвестиционного процесса.
В процессе осуществления вложения инвестор устанавливает взаимодействие с конкретным объектом, в результате чего становится его участником. Это объединение изначально в результате воздействия инвестора ведет к трансформации определенных характеристик объекта инвестиций. В дальнейшем подвергшиеся изменению характеристики в форме инвестиционного дохода оказывают воздействие на инвестора, изменяющее его характеристики и восполняющее существующий дефицит. Итогом инвестиционного процесса являются сущностные изменения субъекта и объекта. Инвестиционный процесс стимулирует трансформацию основных характеристик субъекта и объекта.
Множественные инвестиционные процессы направлены на постепенный охват всех субъектов и объектов и унификацию набора их свойств и степени проявления. Пределом выравнивания служит не усреднение, а максимизация. Этим инвестиционные процессы стимулируют гомогенизацию характеристики соответствующей сферы.
Практика указывает на ряд недостатков современных инвестиционных процессов в национальной экономике:
— их несоответствие росту и развитию национальной экономики;
— недостаточность источников государственного и частного инвестирования;
— неэффективность основных инвестиционных институтов;
— недостаточная проработанность законодательства, регулирующего инвестиционные процессы;
— недостаточная активность инвестиционных процессов в наукоемких и интеллектуально емких отраслях экономики;
— недостаточная эффективность государственной инвестиционной политики.
Для привлечения и повышения эффективности инвестиций инвестиционным процессом необходимо управлять.
Управление инвестиционным процессом не означает прямое и мелочное вмешательство государственных или региональных и местных органов власти в инвестиционный процесс. Как полагают И.В. Сергеев, И.В. Веретенникова и В.В. Яновский — «управлять инвестиционным процессом в условиях рынка, это значит создавать цивилизованные правила игры для всех инвесторов, а также благоприятные условия для оживления инвестиционной деятельности и повышения эффективности инвестиций. Государство может воздействовать на инвестиционный процесс при помощи самых различных рычагов: экономических, административных, правовых и др.»
В условиях рыночных отношений приоритет должен быть отдан в первую очередь экономическим рычагам, так как они по своей сущности в наибольшей степени отвечают рыночной экономике. Административные рычаги необходимо использовать только в том случае, если для достижения определенной цели, имеющей важное экономическое и социальное значение для страны, экономические рычаги недостаточны или малоэффективны.
Государство на основе совершенствования налоговой системы, проведения разумной финансово-кредитной политики и других рычагов должно обеспечить стабильность экономики и низкий темп инфляции, что является условием для оживления инвестиционной деятельности. Очень важно, чтобы инвестиционная деятельность в стране регулировалась на основе определенных законодательных актов, имеющих долговременный характер.
За годы перехода на рыночные отношения была создана определенная нормативная база в области инвестиционной деятельности, которая сыграла и играет определенную позитивную роль в инвестиционной деятельности. Основные ее недостатки заключаются в том, что она затронула далеко не все стороны инвестиционной деятельности, часто изменяется, поэтому еще далека от совершенства. Все это является одной из причин слабого притока иностранных инвестиций в экономику России. Хорошая нормативная база является фундаментом в управлении инвестиционным процессом.
Системное изучение инвестиционного процесса позволяет определить его сущность как сложной экономической категории.
Несмотря на значительную важность, финансовая сторона инвестиционного процесса — это пусть существенная, но все же только часть этого экономического явления и связанных с его осуществлением проблем.
Поэтому сегодня многим исследователям инвестиционный процесс представляется в виде неразрывного единства функционирования финансовых, трудовых, материально-технических и инновационных ресурсов.
По мнению М.Ю. Маковецкого, «Инвестиционный процесс — это объект институционального влияния со стороны государства, направленного на привлечение инвестиционных ресурсов в целях получения инвесторами прибыли или достижения иного полезного эффекта, а также реализацию государственных интересов по обеспечению устойчивого экономического роста и рациональных структурных пропорций национального хозяйства».
Данное определение позволяет расширить понимание сущности управления инвестиционными ресурсами, предполагает учет институционального влияния государства на данный процесс посредством реализации определенных функций и использования регулирующих свойств, существующих на конкретном этапе развития экономической системы формальных и неформальных институтов.
Таким образом, следует отметить, что особым участником инвестиционных процессов выступает государство. Оно на этом поприще выполняет две важнейшие функции в национальной экономике. Первая функция государства — это функция арбитра, задающего «правила игры» и контролирующего (или не контролирующего) их выполнение. Вторая, не менее важная роль государства в инвестиционных процессах — это его участие в качестве инвестора, т.е. фактически игрока.
Другим участником инвестиционных процессов является население. Оно аккумулирует значительные финансовые ресурсы, которые в России не находятся в активном обороте, а накапливаются в виде наличности, хранящейся у граждан дома, вне какого-либо рынка (финансового, товарного) или переводятся за границу и опосредованно инвестируются в другой стране.
Как представляется, повышение инвестиционной активности населения России станет возможным с ростом доходов граждан, поэтому первоочередной задачей государства в современных условиях должен стать курс на повышение благосостояния своего народа. Государство имеет возможности не только косвенного решения этого вопроса, например, через разработку государственной программы развития страны. Оно может воздействовать и напрямую, посредством федерального бюджета, направляя средства на повышение минимальной заработной платы в стране, повышение пенсий, стипендий, социальных выплат, активно участвуя в пенсионной реформе, что позволило бы повысить доходы граждан, следовательно, активизировать спрос на товары и услуги, появилось бы желание стать участником инвестиционных процессов в стране.
Следующим субъектом инвестиционных процессов являются действующие предприятия. Их источниками инвестиций могут быть как собственные средства (прибыль, амортизация), так и кредиты или заемные средства, привлекаемые на рынке ценных бумаг (акции, облигации, векселя). Как считает Г.А. Маховикова, «…решением проблемы активизации инвестиционной деятельности предприятий может стать проводимая в стране административная реформа, направленная на повышение эффективности государственных структур через устранение излишних административных барьеров». Для выполнения этой задачи государственные чиновники на местах от имени государства проводят государственную экономическую политику, т.е. регулируют и контролируют правила экономической деятельности всех субъектов инвестиционных процессов. Таким образом, повышение инвестиционной активности предприятий во многом зависит от возможностей и способностей государства создавать «правила игры» в экономике, активизирующие инвестиционную активность.
Отдельного рассмотрения заслуживает участие в инвестиционных процессах предприятий малого бизнеса. Здесь «огромную роль играет выработка правильной экономической политики со стороны государства в отношении малых предприятий, а именно предоставление льготных кредитов, льгот по уплате налогов или освобождение от ряда налоговых платежей, государственные заказы малым предприятиям, которые могли бы стать одним из факторов роста экономики».
Безусловно, стоит согласиться с мнением Л.М. Рабиновича и Е.П. Фадеевой, которые полагают, что «…инвестиционный процесс — это сложный и многогранный процесс, в основе которого не только финансовые, маркетинговые и технические вопросы, но и социальные проблемы. Успешное решение комплекса указанных вопросов является залогом эффективного использования инвестиционных ресурсов компании, а значит и ее будущего благополучия».
Следующим субъектом инвестиционных процессов являются финансовые институты (пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные компании, чековые инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды), но главным среди них субъектом выступают коммерческие банки. Активное вовлечение банковской системы в инвестиционные процессы станет возможным по мере решения государством ключевых социальных вопросов, а именно проведение целенаправленной и планомерной государственной политики по повышению благосостояния своих граждан. Еще раз следует отметить важнейшую роль государства в активизации инвестиционных процессов в банковской системе, как стороны, обладающей возможностью вводить и устранять формальные институты, косвенно влиять на неформальные институты, а также разрабатывать и осуществлять стратегическое развитие страны, направленное на приток инвестиций в банковский сектор экономики.
Следующим субъектом инвестиционных процессов являются иностранные инвесторы. В условиях недостаточности внутренних инвестиционных ресурсов в России их денежные средства способны стать источником повышения инвестиционной активности в стране.
Участие иностранных инвесторов в экономическом развитии России положительно отражается на динамике экономического роста в стране. Следует предположить, что дальнейшее совершенствование политических, экономических, социальных, институциональных и прочих факторов, а также государственной политики, направленной на привлечение иностранных инвестиций в экономику России, будет способствовать повышению инвестиционной активности иностранных инвесторов.
Инвестиционные процессы позволяют сформировать и поддерживать искусственную цепную реакцию существования и развития связанных сфер, выступая катализатором развития общества. Инвестиционный процесс служит отправной точкой общественного развития.
§ 1.3 Инвестиции в инновационные разработки как важный фактор экономического роста в регионах
Одним из определяющих факторов экономического роста в регионах являются инвестиции в инновационную деятельность, за счет них формируется экономика инновационного типа. Никакие научные исследования и разработки не будут реализованы в жизнь, если не будет инвестиций. Поэтому необходимо инвестировать в инновации.
Во многом решение о вложении денег зависит от наличия благоприятных условий для функционирования инвестиционного капитала с точки зрения налогообложения, политической стабильности в стране, защиты прав и интересов участников бизнеса. Но существуют и более конкретные проблемы, почему нет притока капитала в инновационную деятельность.
Большинство специалистов, изучающих проблему инвестирования в инновационную деятельность, считают, что развитию данного сектора мешает неграмотно сформулированная государственная политика в области инновационной деятельности. Однако, если устранить данную проблему ситуация не изменится. Поэтому данная причина уходит на второй план.
На наш взгляд, в научной среде, в Российской Федерации, важно усилить процесс изучения влияния инвестиций в инновации на экономический рост и конкурентоспособность регионов. Для современной отечественной науки важно в перспективе выявить причины низкого инвестирования в инновационные проекты и сформулировать предложения по их устранению.
Эффективное социально-экономическое развитие региона во многом зависит от степени инвестиционной привлекательности. Поэтому приоритетным направлением перед современным обществом является создание таких условий, которые будут способствовать притоку капитала в регионы, повышению качества жизни населения, а, следовательно, экономическому росту и конкурентоспособности региона.
Выбирая регион для вложения средств, инвестор руководствуется следующими характеристиками, которые определяют инвестиционную привлекательность региона: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска.
Одной из причин почему большинство проектов не получают средств на реализацию является рискованность инновационных проектов. Из-за нахождения проекта в условиях неопределенности риск всегда присутствует.
Риск связан с возможностью возникновения убытков и с вероятностью недостижения поставленной цели. Поэтому необходимо провести собственный тест продукции или услуги, которая предлагается; оценить, насколько хороша идея, и подумать, будет ли она иметь спрос в широких кругах. К сожалению, проанализировать успешность инновационных проектов достаточно сложно, ведь никто не знает, как обернется та или иная затея. В свое время все пророчили Биллу Гейтсу бесперспективное будущее. Сегодня его бизнес — самый успешный во всем мире, никто не может представить без компьютеров современную жизнь.
Однако высокая рискованность инноваций также обусловлена рядом причин. Рассмотрим первую причину. Неумение инноваторов грамотно представлять проекты, внедрять и продавать свои идеи. Для самостоятельного представления и продвижения проекта инвесторам, необходимо иметь экономические навыки, каковых нет у большинства инноваторов. Примером можно привести данные статистики Роснано. В среднем первую стадию одобрения проходит каждый девятый проект, одобрение на второй стадии дается почти половине проектов, а финансирование из одобренных получает 62,5% проектов. Кроме того количество предлагаемых проектов в два раза больше, чем уже финансируемых, а инвестиционные проекты находятся на стадии «торможения»: при рассмотрении инвестиционных проектов комиссия стала предъявлять жесткие требования к их качеству. В России инновационные проекты рассматриваются намного дольше, нежели за рубежом. Это связано с тем, что в России не подготовлена проектная документация.
Отсутствие у ученых знаний как подготовить бизнес-план, недостаток средств для привлечения специалистов для составления специальной документации, часто тормозит проект. Например, в том же Роснано изучение и доработка документации для инвестиционного проекта редко занимает менее 1 года.
Из этого следует другая причина: отсутствие взаимосвязей между инвесторами и инноваторами. Рассмотрим обратную сторону монеты. Если у инвестора появляется желание вложить средства в инновации, то найти новинку не так-то просто, а точнее найти того, кто ее разработал очень трудно. Существует большинство разработчиков-самоучек, нигде не афиширующих свои идеи, нигде не выставляя их и не ищущих инвесторов, просто потому, что также не знают куда обратиться, либо не до конца осознающих реальной прибыльности от реализации в жизнь проекта. Кто ищет, тот найдет, но найти можно все что угодно, а каждому инвестору хотелось бы изюминку, которая наиболее рентабельна, востребована и перспективна.
Коммуникационные стратегии могут оказать колоссальную помощь в продвижении инноваций, в создании среды для применения инноваций. С помощью грамотных PR-коммуникаций можно не только подчеркнуть преимущества инновации, но и сделать то, чего не позволяет прямая реклама, — показать недостаток устаревшего. Зачастую это устаревшее само себя «рекламирует» настолько качественно, что достаточно только подтолкнуть потребителя к возможности делать что-то по-новому, более удобно, а затем подтвердить это удобство успешным опытом людей, чье мнение весомо.
Основная задача сегодняшнего дня — это построение инфраструктуры, позволяющей доводить перспективные разработки до рынка, то есть, по сути, инфраструктуры внедрения инноваций. Очень часто изобретатели приходят к инвестору с инновационной разработкой, не обладая командой, которая может успешно довести товар до рынка. Отсутствие специалистов в проекте является частой причиной отказа в инвестициях, как у частных, так и государственных венчурных фондов. Эту функцию должны взять на себя «упаковочные» компании, которые сейчас активно формируются во всех регионах России.
Причиной того, что инвесторы не могут найти то, что им нужно служит неправильно сформировавшееся представление об инноваторах. Вот, как большинство представляет себе обычного разработчика: молодой специалист или студент с выдающимися способностями в какой-нибудь научной области, знающий компьютерные программы и современный мир. Но, как показывает практика это не так. Более 70% всех инновационных проектов — это разработки, которые начинались еще в советские времена. Предположительно, что средний возраст новатора в проектах в сфере энергетики, медицине и биотехнологиях приближается к 60 годам. Можно привести пример — проект по производству нового медицинского прибора, который совмещает функции нескольких диагностических устройств. Это интересная идея и потенциально большой спрос на подобные устройства. Инициатором проекта является учёный, который изобрел данное устройство и планировал с помощью него диагностировать проблемы сердечно-сосудистой системы, но сам страдал гипертонией и не мог полноценно продолжать разработки и заниматься коммерциализацией.
Для решения данной проблемы нужно, чтобы мнение людей перестроилось на другой лад и воспринимало адекватно каждого человека, обладающего идеей. Будь то школьник — гений, молодой специалист или человек пожилого возраста, каждый способен предложить идею, что немало важно, идею, которая может оказаться гениальной и незаменимой для общества. Вдруг именно в этой идее лежит начало прогресса в той или иной области, а, следовательно, повышение инвестиционной привлекательности региона. Нужно искать постоянно новые идеи, дорабатывать их, реализовывать и продавать.
Существует проблема неравномерности развития. Наблюдается очень серьезный «перекос» в сторону Москвы с точки зрения зрелости экосистемы: количества зрелых проектов и количества и качества сервисов, которые стартапы могут получить (в частности, я говорю и о финансировании). Также пока недостаточно экспертов, менторов, квалифицированных частных инвесторов, но их появление — вопрос времени, так как ими становятся успешные серийные предприниматели, а российские предприниматели последних лет еще не успели массово выйти из своего бизнеса. Ну и, наконец, всем игрокам экосистемы еще есть над чем работать в плане повышения общей культуры предпринимательства в нашей стране (в первую очередь следует говорить об обучении молодежи азам предпринимательства и ведения высокотехнологичного бизнеса).
Много было сказано о причинах низкого инвестирования в инновации, стоит уделить внимание тому, какие сегодня области инновационных разработок являются наиболее привлекательными и перспективными для инвестирования. В сфере человеческого здоровья фармакологическое направление и регенеративная медицина, способная революционно изменить методы лечения, позволив выращивать органы в человеческом теле взамен пораженных болезнью. Есть интересные разработки в сфере телекоммуникаций и информационных технологий. Отставание от ведущих стран в этой области весьма ощутимо, однако и здесь есть интересные разработки. Например, совместный проект “Роснано”, АФК “Система” и Х5 Retail Group, именуемый “Магазин будущего”. Полностью автоматизированная система торговли позволит обходиться без кассиров. Перспективны технологии в области энергосбережения, такие как светодиодные лампы, разработка альтернативных источников энергии. Направление однозначно будет развиваться, чему способствует принятие законодательных актов, касающихся данного вопроса. В автомобилестроении актуальны изыскания, позволяющие заменить классические двигатели внутреннего сгорания на гибриды, а затем полностью перейти на альтернативные источники энергии. Из области транспорта заслуживают внимания железные дороги. В Европе уже налажено высокоскоростное сообщение. Китай запустил первый поезд, передвигающийся со скоростью 398 км/ч, и в ближайшие пять лет планирует увеличить инвестиции в этот проект в 10 раз. России предстоит развивать железнодорожное сообщение, не ограничиваясь уже имеющимся «Сапсаном». Это наиболее крупные и капиталоемкие проекты, но есть и множество средних и малых инновационных предприятий, нуждающихся в финансировании и обещающих высокую отдачу. Российской экономике есть куда развиваться, есть острая потребность в инновациях, ведь рост валового национального продукта на таких драйверах, как экспорт нефти, газа и металлов, не может быть стабильным многие годы. Сложившаяся сейчас глобальная экономическая ситуация, как никогда ранее, располагает к тому, что политики и крупнейшие владельцы бизнеса признают необходимость внедрения инноваций как основной движущей силы развития национальных экономик.
Итак, инвестиции в инновационную деятельность являются одним из определяющих факторов экономического роста в любой стране, так как способствуют формированию экономики инновационного типа. В России проблема инвестирования инновационного сектора экономики стоит как никогда более остро. Можно сделать вывод, что инвестиции в инновации — это достаточно рискованное дело, но, в случае успеха, можно получить невероятную прибыль. И для этого, необходимо формировать благоприятный инвестиционный климат в регионах России.
2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
§ 2.1 Анализ влияния иностранных инвестиций на конкурентоспособность национальной экономики
Национальная принадлежность капитала, участвующего в процессе воспроизводства, не влияет на его параметры и результаты, отражающиеся на экономическом развитии страны. Иностранные инвестиции, наряду с отечественными, участвуют в процессе воспроизводства и развития национальных экономик.
Иностранные инвестиции осуществляются как в развитых странах, так и в развивающихся. Поэтому политика привлечения иностранных инвестиций стала составной частью экономической политики многих стран, с помощью которой стремятся обеспечить экономический рост. Потоки иностранных капиталов — источник конкурентоспособности как для иностранных инвесторов, так и для экономик, получающих инвестиции.
Интерес иностранных инвесторов — основа для обеспечения потоков капиталов в экономики иностранных государств. Разумеется, инвестиции компаний за рубежом должны обеспечить рост конкурентоспособности их экономической деятельности. Такой рост основывается на целом ряде преимуществ, связанных с осуществлением их деятельности за рубежом. Если прямые иностранные инвестиции — источник конкурентоспособности для компаний, осуществляющих инвестиции, то являются ли они источником конкурентоспособности для внедряющих стран? Несколько десятилетий назад у развивающихся стран было скорее отрицательное отношение к иностранным инвестициям, рассматриваемым ими как форма эксплуатации, однако в последние десятилетия оно кардинально изменилось. Все страны, в том числе развивающиеся, пытаются привлечь как можно больше инвестиций в свои национальные экономики для обеспечения экономического развития.
Разумеется, для каждой страны последствия использования иностранных инвестиций могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от многих факторов. Иностранный инвестор преследует реализацию своих целей — повышение конкурентоспособности для увеличения получаемых доходов. Без реализации этих целей компании не будут заинтересованы в расширении своей деятельности за рубежом. При этом каждая страна, в которую осуществляются иностранные инвестиции, заинтересована в реализации собственной экономической политики, стратегическая цель которой обеспечение экономического роста и повышение жизненного уровня населения.
Результаты, достигнутые экономикой страны благодаря полученным инвестициям, отражаются в разных параметрах. Главными является содействие иностранного капитала порождению производственных ресурсов, увеличению объема и качества использования ресурсов, качества и конкурентоспособности производимой продукции и т.д.
Главный результат, достигнутый странами-получателями инвестиций, состоит в покрытии значительной части капитала, необходимого для осуществления инвестиций. Транснациональные компании своей деятельностью предоставляют значительные финансовые ресурсы, которые используются в качестве иностранных инвестиций как в своих странах, так и в иностранных государствах. Активы, созданные за рубежом, также порождают доходы, которые могут быть реинвестированы.
Как справедливо отмечает в своем исследовании М.С. Гриднев, — «многие страны не обладают возможностью заменить собственными средствами финансовые ресурсы, использованные в национальных экономиках в качестве иностранных инвестиций».
Иностранные инвестиции стимулируют также и рост объема инвестиций отечественных предприятий. Известно, что деятельность многих иностранных инвесторов ведет фактически к плодотворному процессу сотрудничества между иностранными инвесторами и отечественными хозяйствующими субъектами.
Также иностранные инвестиции для каждой страны-получателя инвестиций — важный источник для преодоления дефицита капитально-финансового счета.
Роль иностранных инвестиций в увеличении ресурсов капитала возрастает и в результате конкуренции между крупными компаниями. Таким образом, проникновение крупной компании на новый рынок может привлечь новых конкурентов, которые также вынуждены осуществлять инвестиции. Так, к примеру, в свое время вслед за покупкой молдавской сети супермаркетов Green Hills Market украинской компанией «Квиза Трейд» на местный рынок вышла украинская сеть супермаркетов Fourchette.
Положительным последствием прямых иностранных инвестиций является увеличение числа рабочих мест, создаваемых предприятиями с иностранными инвестициями.
Как известно, конкурентоспособность продукции в развивающихся странах намного ниже, чем в развитых. Одной из главных причин этого факта является технология, применяемая в этих странах. Нынче технологии признаны одним из главных факторов обеспечения экономического роста. Помимо классических производственных факторов, большое значение имеет технологическое использование капитала и рабочей силы.
Крупные транснациональные корпораций — самые большие производители и пользователи передовых технологий. Этим объясняются, прежде всего, преимущества конкурентоспособности на международных рынках крупных компаний. Накопленный опыт, обладание главными рынками мира позволяют им постоянно разрабатывать новые технологии, использование которых обеспечивает постоянный рост доходов.
Транснациональные компании с разветвленными структурами и глобальной сферой деятельности продолжают контролировать поставку и использование наибольшей части передовых технологий, которые возникнут в частном секторе в ближайшем будущем.
Основой создания передовых технологий является организация научно-исследовательских разработок. В мировом масштабе объем расходов на научно-исследовательские разработки, понесенных транснациональными компаниями в целях создания передовых технологий, составляет около 75-80%. Транснациональные компании концентрируют 90% всего объема международной торговли технологиями и продуктами, основанными на интенсивных технологиях.
Поэтому прямые иностранные инвестиции — это не только источник капитала, но и источник привлечения в экономику передовых технологий. Вклад транснациональных компаний в привлечение передовых технологий, которыми не располагает национальная экономика, так как для их приобретения нет необходимых финансовых средств, является важным фактором для увеличения экономических достижений. Следует учитывать, однако, что передовые технологии в большинстве сферах экономической деятельности созданы в развитых странах, на территории которых расположено большинство транснациональных компаний. Таким образом, возникает проблема внедрения передовых технологий в страны, в которых осуществляют деятельность транснациональные компании. Чем больше разница между уровнями развития стран, из которых экспортируются новые технологии, и стран-получателей, тем больше проблем существует при применении новых технологий. В этих случаях возникает необходимость более интенсивной подготовки квалифицированной рабочей силы, совершенствования процессов производства сырья. Привлечение передовых технологий в экономику страны, получающей иностранные инвестиции, является положительным фактором не только для повышения конкурентоспособности продукции, производимой на предприятиях с иностранным капиталом.
Новые технологии могут повысить конкурентоспособность также и продукции, производимой предприятиями местных хозяйствующих субъектов. Таким образом, поставщики сырья и других компонентов вынуждены совершенствовать собственные технологии, чтобы поставляемая ими продукция соответствовала требованиям передовых технологий, применяемых на предприятиях с иностранными инвестициями.
Привлечение передовых технологий иностранными инвесторами имеет большое значение для увеличения достижений экономики страны-получателя инвестиций в целом.
Следует подчеркнуть, что передачу технологий осуществляют не только головные компании их филиалам. В последние годы отмечается и обратный процесс, то есть имеют место потоки технологий от филиалов к головным компаниям. Из этих соображений транснациональные корпорации осуществляют прямые инвестиции в другие страны не только для организации и развития производства, но и для осуществления научно-исследовательских разработок в различных областях при условии наличия в соответствующей стране необходимого потенциала.
Важным фактором для повышения конкурентоспособности экономики страны, получающей инвестиции, является также и передача накопленного менеджерского и организационного опыта, которая является, по сути, достижением организационного преобразования, не нуждающегося в значительных инвестициях и обеспечивающего повышение производительности и конкурентоспособности производства.
Передача менеджерского и организационного опыта от транснациональных компаний к их филиалам, расположенным в других странах, зависит от многих факторов. Успех такой передачи в большой степени зависит от уровня культуры и подготовки менеджерского корпуса стран, получающих иностранные инвестиции. Если отличия между уровнями общей культуры и, в частности, деловой культуры в странах, в которых находятся транснациональные компании, и в странах, в которых находятся их филиалы, являются существенными, успех подобной передачи может быть незначительным. В таких случаях нужны дополнительные усилия со стороны транснациональных компаний для подготовки местных менеджерских кадров. Примером такого сопоставления может служить деятельность транснациональных компании в странах, находящихся на пути перехода к рыночной экономике. Некоторые компании были вынуждены организовать специальные программы для подготовки наемного персонала, в частности, менеджерского.
Д.А. Гурцкой подчеркивает в своем исследовании тот факт, что «…прямые иностранные инвестиции стали главным фактором роста экспорта промышленных товаров также в Гонконге, Тунисе и на Мальте в 70-х годах XX века. Внешние инвестиции и технологический экспорт являются основными катализаторами экономического развития стран Азии. Практически любая национальная экономика использует как внутренние, так и внешние источники инвестирования. При этом речь идет не только о преодолении кризисных явлений, стабилизации экономики, а прежде всего, об обеспечении экономического роста. Инвестиции как фактор развития национальной экономики могут привлекаться в различных формах. Прямые иностранные инвестиции являются наиболее предпочтительными. Важное значение для движения иностранных инвестиций имеют среда инвестирования и инвестиционный климат, характерный для определенной страны».
Отметим, что положительное воздействие иностранных инвестиций на экономические достижения стран-получателей инвестиций осуществляется различными путями. В некоторых случаях оно может быть более или менее очевидным. Иногда даже отрицательным, завися от многих факторов, главными из которых являются политика, проводимая транснациональной компанией, и экономическая политика, проводимая каждой из стран, получающей инвестиции.
§ 2.2 Направления стимулирования инвестиционной активности в Российской Федерации с целью достижения экономического роста
Основные показатели развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации свидетельствуют о наращивании накопления основного капитала за счет привлечения и освоения как внутренних, так и внешних инвестиций.
По мере развития экономики страны, укрепления ее рыночных основ, рост инвестиций все в большей мере обеспечивался за счет повышения инвестиционной активности предприятий и населения, создания новых инвестиционных институтов, таких как коммерческие банки и внебюджетные фонды, привлечения иностранных инвестиций, совершенствования корпоративного управления и проведения рейтинговой оценки.
Основными направлениями дальнейшего повышения эффективности централизованных инвестиций, на наш взгляд, можно определить следующие:
— более широкое использование форм государственно-частного партнерства в таких сферах как реализация инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры и энергетики, в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии;
— увеличение объемов сотрудничества с международными финансовыми институтами в сфере привлечения ресурсов для создания фонда финансирования стартового капитала для малого бизнеса и частного предпринимательства;
— разработка и принятие государственных программ по формированию промышленных кластеров и вовлечению к производственной кооперации малого бизнеса и крупных производителей с последующим участием отечественных производителей в формировании глобальных цепочек стоимости.
Считаем важным отметить тот факт, что одна из основных проблем в нашей стране — создание благоприятного налогового климата для привлечения инвестиций в инновационную деятельность. Отечественная налоговая система на начальном этапе своего развития содержала большое количество неэффективных льгот, которые в основном использовались налогоплательщиками в целях неоправданного снижения налоговой базы. Наряду с этим были и эффективные льготы, например инвестиционная налоговая льгота по налогу на прибыль, которая была отменена в 2002 г. с вступлением в силу гл. 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ). В настоящее время преобразования в налоговой системе страны продолжаются.
Безусловно, следует согласиться с оценкой, которую дает в своих трудах Е.А. Смородина, считающая, что на данный момент временив России «существуют как сторонники, так и противники введения дополнительных налоговых льгот в целях стимулирования инвестиционной активности в России. Одно из основных препятствий для введения таких льгот — возможность их использования предприятиями, которые не имеют никакого отношения к инвестиционным процессам экономики. Безусловно, это может снизить результативность налоговых льгот, и страна получит отрицательный эффект от их применения. Поэтому налоговое стимулирование инвестиций в основной капитал должно носить точечный и избирательный характер. При этом важно создать такие налоговые стимулы, которые позволят повысить конкурентоспособность российской экономики за счет дополнительного финансирования модернизации производства и обновления основных фондов».
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-kak-faktor-ekonomicheskogo-rosta
Источник https://scienceforum.ru/2020/article/2018019503
Источник https://revolution.allbest.ru/economy/00769849_0.html