ROMI, ROAS, ROI: как бизнесу понять, окупается ли маркетинг
CTR, CR, CPA и другие популярные метрики показывают эффективность рекламы, но не выгоду от нее для бизнеса. Понять, возвращаются ли деньги, потраченные на маркетинг, поможет показатель окупаемости расходов на рекламу — о нем и поговорим в этом материале. Посмотрим на примерах, как рассчитать возврат инвестиций в рекламу, а также точку безубыточности этого показателя.
ROI, ROMI и ROAS можно назвать базовыми метриками, они показывают окупаемость инвестиций в бизнес, маркетинг и рекламу. С их помощью бизнес поймет, какая реклама приносит больше, чем тратит, не сольет бюджет на неэффективные каналы и сможет распределить деньги между самыми прибыльными. Знание о том, окупаются ли кампании, помогает маркетологу решить, где можно увеличить бюджет, а где — поэкспериментировать с настройками.
С определениями и формулами мы разберемся ниже. Но сначала коротко поговорим о разнице между ними.
Чем отличаются формулы
Разница между ROI и ROMI отличаются одной буквой М, обозначающей маркетинг. ROI используется для расчета доходности бизнеса и учитывает все затраты, в том числе на аренду техники, офиса, производство товара, зарплату и т. д.
Если всех этих данных нет, но есть информация о тратах на весь маркетинг, тогда можно оперировать показателем ROMI. Это более узкая метрика, которая показывает влияние на доход только расходов на продвижение. Часто при работе с интернет-рекламой понятия ROI и ROMI считают взаимозаменяемыми.
Формулы ROI и ROAS тоже похожи, разница лишь в том, учитывает ли рекламодатель при расчете расходы компании на ведение бизнеса — то, что называют себестоимостью товаров. Все затраты включаются при расчете ROI.
- Условно, когда мы говорим о ROAS, то задаем себе вопрос: «Получили ли мы больше, чем потратили на рекламу?».
- Когда говорим о ROI, то пытаемся ответить на вопрос: «После учета всех затрат на продукцию/услуги и рекламу мы получили прибыль?».
- Когда говорим о ROMI: «Получили ли мы прибыль после учета затрат на маркетинг?».
То есть ROAS показывает, окупается ли реклама, а ROI и ROMI — сам бизнес и всю маркетинговую активность соответственно. А теперь перейдем к самим формулам.
ROI: возврат инвестиций
ROI (return on investment) показывает, сколько денег бизнес получил с каждого вложенного рубля. Формула у ROI такая:
ROI = (Доходы − Затраты) / Затраты х 100%
где доход — деньги за товары и услуги, а затраты — то, что бизнес потратил на производство, рекламу продукта, аренду офиса, зарплату работникам и т. д.
- Если ROI больше 100%, то инвестиции окупились.
- Если равно 100% — достигнута точка безубыточности, бизнес ничего не заработал, но вернул то, что инвестировал.
- Если ROI меньше 100% — инвестиции не окупились.
Пример
Предположим, интернет-магазин настольных игр заработал за месяц 3 000 000 рублей. На логистику и доставку он потратил 50 000 рублей, на зарплаты работникам склада и офиса — 400 000 рублей, на рекламу — 100 000 рублей, на содержание склада и офиса — еще 200 000 рублей, а на закупку товара — 300 000 рублей.
Сложим все затраты и получим 1 050 000 рублей.
Применим формулу:
(3 000 000 − 1 050 000) / 1 050 000×100 = 185%
То есть вложения окупились, а каждый вложенный рубль принес 1,85 рубля.
Важно: иногда покупатель долго принимает решение о покупке: он выбирает и сравнивает предложение с конкурентными. Обычно такое бывает с недвижимостью, автомобилями и другими сложными или дорогими продуктами. В этом случае считать ROI за месяц неправильно, потому что он не будет учитывать покупки, которые сделают через два—три месяца.
ROMI: возврат расходов на маркетинг
ROMI (return on marketing investment) показывает, окупается ли всё продвижение: интернет-реклама, участие в выставках, маркетинговые акции, медийная реклама, офлайн-реклама и т. д.
Формула похожа на формулу ROI, но вместо общих затрат — только маркетинговые.
ROMI = (Доход − Маркетинговые затраты) / Маркетинговые затраты х 100
К маркетинговым затратам можно отнести как расходы на все каналы разом, так и на отдельные, например рассылки или контекстную рекламу.
Значение больше 100% показывает, что продвижение окупается, меньше 100% — нет. ROMI больше 100% показывает, что вложения в маркетинг или канал выгодны для компании, а не то, что бизнес получил прибыль. На рентабельность бизнеса могут влиять и другие расходы, например логистика.
Пример
Посчитаем, окупилась ли контекстная реклама и email-рассылки всё в том же магазине настольных игр. Предположим, магазин запускает только рекламу в Директе и тратит на нее все 80 000 руб/мес, а приносит реклама ему покупок на 200 000 рублей. Магазин настроил email-рассылки на 35 000 контактов и потратил 7 520 рублей за месяц. За этот месяц рассылки принесли покупки на 12 200 рублей.
Сначала сложим доходы: 200 000 + 12 200 = 212 200
И суммируем расходы: 80 000 + 7 520 = 87 520
Тогда ROMI будет рассчитываться так:
(212 000 − 87 520) / 87 520×100 = 142%
Значит, контекстная реклама и рассылки оказались эффективными для этого интернет-магазина.
ROAS: окупаемость рекламы
ROAS (return on ad spend) показывает рентабельность рекламных расходов. То есть получили ли мы больше, чем потратили на рекламу. ROAS считают по формуле:
ROAS = Доход от рекламы / Затраты на рекламу х 100
где доход от рекламы — общая ценность конверсии, то есть сколько денег бизнес получил благодаря клиентам из рекламы.
Если ROI и ROMI считаются от прибыли, то ROAS — от выручки.
Пример
Предположим, что за последний месяц интернет-магазин настольных игр потратил на рекламу 60 600 руб. и получили благодаря ей 500 заказов. Но только 375 человек забрали свой заказ, средний чек которых в среднем 900 руб.
Общая ценность конверсии равна произведению общего количества сконвертировавшихся лидов и среднего чека.
Общая ценность конверсии = 800×230 = 184 000
И находим ROAS: ROAS= 184 000 / 60 600×100 = 303%
Это значит, что инвестиции в рекламу за последний месяц окупились на 303%.
ROAS чаще используют, чтобы понять, как отрабатывают разные кампании, объявления и ключевые слова. Метрика помогает сравнить, где покупка трафика будет выгоднее. Например, может случиться так, что ROMI контекста будет выше, чем у таргета, а вот с ROAS всё наоборот — у таргета выше, чем у контекста. Тогда трафик из таргета будет выгоднее, и именно его стоит масштабировать.
Платите за рекламу с отсрочкой
Постоплата eLama поможет увеличить рекламный бюджет и избежать кассовых разрывов. Без комиссии и сборов
Точка безубыточности ROAS
ROAS не всегда дает полную картину о рентабельности расходов. Вряд ли есть бизнес, который может позволить себе предоставлять услуги и товары бесплатно, а ROAS сам по себе не всегда демонстрирует, теряет ли клиент деньги или зарабатывает. Например, ROAS клиента может достигать колоссальных 400%, но расчет прибыли покажет, что реклама не окупается.
Важно сначала установить точку безубыточности ROAS. Эта метрика помогает понять, при каком доходе окупится каждый рубль, вложенный в рекламу. Формула точки безубыточности выглядит так:
Точка безубыточности = 1 / норма прибыли
И первым шагом в этом будет определение нормы прибыли — сколько прибыли приносит каждый вырученный рубль. Формула нормы прибыли:
Норма прибыли = прибыль / выручка х 100
Пример
В нашем интернет-магазине настольных игр в среднем игры стоят 2000 рублей. Около 55% в этой сумме покрывает — стоимость в закупке, еще 12% выплачивается маркетплейсам в качестве комиссии.
55% от 2000 = 1100
12% от 2000 = 240
Получается, что с продажи на 2000 рублей компания получает прибыль в размере 660 рублей. Таким образом, норма прибыли составляет 33%.
Имейте в виду, этот расчет прибыли не учитывает другие издержки на ведение бизнеса такие, как арендная плата, налоги и другие накладные расходы.
Чтобы рассчитать точку безубыточности ROAS, используем формулу.
ТБ ROAS = 1 / 0,29 = 3,03 (или 303%)
Другими словами, интернет-магазин должен получать 3,03 рубля на каждый потраченный рубль на рекламу, чтобы обеспечивать себе прибыль. Или чтобы он получил 1 рубль прибыли, он должен получить выручку в 3,03 рубля.
Если при таком сценарии ROAS интернет-магазина больше 340%, то он будет зарабатывать. Если ROAS меньше, чем 303%, то компания теряет деньги.
Что такое ROI и когда его нужно считать
Предприниматели и инвесторы вкладывают деньги в бизнес ради получения прибыли, поэтому важно регулярно отслеживать, какой результат приносят инвестиции. Не исключено, что компания работает в убыток, но это не сразу становится очевидным. Для точной количественной оценки применяется параметр ROI. В данной статье рассмотрим, как он помогает оценить рентабельность инвестиций и влияет на управление бизнесом в целом.
Что такое ROI
Финансовый показатель ROI переводится с английского языка как return on investment и отражает окупаемость инвестированных средств. Чтобы его вычислить, нужно знать всего два параметра:
- сумма инвестиций;
- доход.
С помощью ROI можно рассчитывать окупаемость инвестиций, вложенных в весь бизнес, отдельный проект, продукт или текущие потребности фирмы. Для понимания рентабельности вложений в маркетинг и рекламу используют показатель ROMI.
Зачем считать ROI
Принятие управленческих решений невозможно без анализа финансовых показателей предприятия. Расчет ROI позволяет не только оценивать рентабельность вложений, но также:
- планировать бюджет;
- выделять наиболее эффективные каналы сбыта;
- составлять стратегию для успешного развития компании;
- избегать популярных ошибок и вложения денег впустую;
- отслеживать инвестиционную привлекательность бизнеса;
Инвесторам ROI позволяет проводить обработку данных о компаниях, сравнивать их и формировать предельно стабильные инвестиционные портфели.
Как рассчитать ROI
Подсчет ROI начинается с подготовки исходных данных, которые помогут с учетом всех необходимых показателей получить предельно корректный ответ. Чтобы коэффициент возврата инвестиций был точнее, рекомендуется рассматривать более продолжительный период.
Чтобы оценивать эффективность вложений, используют разные методы подсчета:
- по формуле или вручную – применяется, когда следует детально проанализировать финансовые тонкости бизнеса, производства или проекта, узнать источники тех или иных параметров; занимает много времени;
- с помощью таблицы Excel – полуавтоматизированный, достаточно удобный способ бесплатно рассчитать показатель; проследить положение дел в бизнесе помогает наглядность в виде таблицы со всеми параметрами;
- с помощью онлайн-калькулятора – идеальный способ, если вы хотите быстро вычислить ROI. Достаточно вписать соответствующие значения, и программа сразу же подсчитает коэффициент по запрограммированной формуле.
Выбрать тот или иной метод расчета нужно с учетом исходных целей.
Формула расчета ROI
Формула применяется для получения наиболее точных расчетов и детального анализа финансового положения в организации.
Предприниматели и инвесторы предпочитают рассчитывать ROI по самой простой формуле:
ROI = (Доход от вложений – Сумма вложений) / Сумма вложений * 100%
Она дает поверхностное представление о финансах в бизнесе и позволяет понять лишь то, окупаются инвестиции или нет.
Переломным значением в оценке окупаемости вложений является число 0. Если получен отрицательный коэффициент, это говорит о том, что инвестиции не окупаются.
В формуле учитываются показатели прибыли и вложения за заданный период. За этот же период рассчитывается коэффициент возврата инвестиций.
Финансисты предпочитают рассчитывать ROI по более сложной формуле. Она показывает сумму, на которую бюджет увеличился к концу периода:
ROI = (Сумма вложений к концу периода + Доход за период – Сумма инвестиций) / Сумма инвестиций
Маркетологи и интернет-маркетологи рассчитывают ROMI, в котором учитываются только расходы на маркетинг: упаковку, рекламу, размещение баннеров, выпуск бумажной продукции, продвижение в Сети и т. д.
ROMI = (Прибыль – Расходы на маркетинг) / Расходы на маркетинг * 100%
Чтобы узнать, какой процент инвестиций в один канал продвижения окупился, рассчитывают показатель ROAS. Для этого используется формула:
ROAS = Прибыль от рекламной кампании / Расходы на маркетинг * 100%
Здесь участвуют расходы на ту же рекламу, с которой получен доход.
Excel шаблон
В процессе ручного расчета, несмотря на точность метода, можно допустить ошибку или просто не учесть важные параметры ввиду человеческого фактора. Чтобы получить сравнительно объективный ROI с небольшими затратами времени на вычисления, используют шаблон в таблицах Excel. Он позволяет автоматизировать процесс и учесть максимум нужных показателей. Однако обновлять значения переменных и задавать формулу в этом случае нужно вручную.
Калькулятор расчета
Полностью автоматизированный калькулятор с уже прописанной формулой для вычисления ROI. Здесь остается лишь ввести переменные и запросить расчет с помощью кнопки. Недостаток вычислений с помощью онлайн-калькулятора – невозможность сохранять полученные данные. Чтобы отслеживать динамику, нужно вести таблицу вручную.
Функциональные калькуляторы ROI: Ciox, Checkroi, Advego, Unisender.
Также у нас есть свой онлайн-калькулятор ROI, которым вы можете свободно воспользоваться для расчета окупаемости инвестиционных средств.
Как автоматизировать расчет ROI
Когда предстоит работать с большими массивами данных, стоит автоматизировать процесс. Это можно сделать, используя специальные инструменты, в т. ч. сервисы сквозной аналитики. Благодаря им не нужно вручную переносить значения доходов и расходов по каждому источнику трафика, объявлению и ключевому слову. Сервисы синхронизированы с CRM и не требует ручных действий.
Neiros
Сервис сквозной аналитики Neiros подтягивает данные из корпоративной CRM и объединяет их с показателями с сайта, рекламных каналов, коллтрекинга и других подключенных систем. Сводный отчет позволяет увидеть:
- количество переходов с рекламы на сайт;
- количество заявок и закрытых продаж;
- сколько денег на всё это потрачено.
Сервис рассчитывает ROI автоматически и позволяет анализировать, насколько тот или иной канал траффика эффективен. В Neiros коэффициент возврата отслеживается для разных каналов, включая Google Ads, Яндекс.Директ, ВК и email-рассылки.
Google Analytics
Общедоступный онлайн-сервис для работы с данными, полученными по каналам Google. Позволяет вести статистику, анализировать, рассчитывать необходимые показатели по заданным метрикам. Если в рекламных кампаниях используются данные из других систем (Яндекс, Instagram, Facebook и другие), их нужно предварительно импортировать.
Google Analytics позволяет использовать только одну модель атрибуции, поэтому в расчетах могут быть учтены не все транзакции.
Google Sheets
Еще один способ автоматизировать расчеты – перенос данных в Google Sheets из Google Analytics. Сделать всё это можно вручную. Однако сервис имеет ограничения по объемам данных, поэтому работать с большими массивами информации здесь не удастся.
Отличия ROI от других показателей
ROI, ROMI, ROAS, ДРР – эти показатели близки по смыслу и часто их путают. Рассмотрим, чем они отличаются друг от друга.
ROMI расшифровывается как Return on Marketing Investment и отражает окупаемость маркетинговых инвестиций. Он имеет прямое отношение к ROI и отличается от него тем, что берутся во внимание только расходы на маркетинг.
Формула ROMI аналогична ROI:
ROMI = (Прибыль – Вложения в маркетинг) / Вложения в маркетинг * 100%
Важно не путать маркетинг с рекламой. В ROMI учитываются абсолютно все маркетинговые затраты: реклама, продвижение, зарплата маркетологу, копирайтеру, дизайнеру и прочее.
Пример. Фирма «ХХХ» продает через интернет-магазин деревянные изделия. Чтобы о продуктах и производителе узнавали предприятия запустило рекламу и каждый месяц тратит:
- на рекламу – 50 000 р.;
- на настройку объявлений – 10 000 р.;
- на написание текстов объявлений – 8 000 р.
К концу месяца реклама принесла доход в размере 210 000 р. Рассчитаем окупаемость вложений.
ROMI = (210 000 – (50 000 + 10 000 + 8 000)) / (50 000 + 10 000 + 8 000) * 100% = 208%
Это значит, что за месяц вложения в маркетинг окупились вдвое.
ROAS расшифровывается как Return on Ad Spend и показывает, насколько окупаются деньги, вложенные в рекламные кампании. В отличие от ROMI, здесь не учитываются сопутствующие маркетинговые расходы, а берутся исключительно данные по рекламе.
ROAS = Прибыль от рекламы / Вложения в рекламу * 100%
На основе приведенного выше примера, посмотрим, окупаются ли вложения в рекламу у компании «ХХХ».
ROA = 210 000 / 50 000 * 100% = 420%
Это значит, что, вкладывая 1 рубль в рекламу, компания зарабатывает 4,2 рубля.
Доля рекламных рынков – то же самое, что CRR, – показатель, который помогает увидеть, какой процент от доходов с рекламы составляют издержки на нее. В отличие от ROI, где стремятся к более высокому значению, ДРР, наоборот, должен быть как можно ниже.
Чем меньше значение ДРР, тем выгоднее рекламная кампания.
ДРР = Издержки на рекламную кампанию / Прибыль с рекламы * 100%
Вычислим ДРР для нашего примера.
ДРР = 50 000 / 210 000 * 100% = 24%
Результат говорит о том, что компания «ХХХ» с каждого полученного с рекламы рубля тратит на нее 24 копейки.
Какие показатели рассчитываются вместе с ROI
ROI не единственный показатель, который нужно знать, чтобы оценить окупаемость инвестированных средств. Получить полную картину и понять, действительно ли инвестиции приносят достаточную прибыль, помогают показатели ROE и ROA.
- ROE – помогает оценить, насколько рентабелен собственный капитал фирмы, за все время, и понять, будет ли она стабильно работать в долгосрочной перспективе.
- ROA – помогает оценить степень рентабельности собственного капитала фирмы, накопленного за последние 12 месяцев. В совокупности с ROI демонстрирует перепады рентабельности и позволяет спрогнозировать, насколько стабильный курс держит компания.
С помощью этих инструментов можно оценивать рентабельность инвестиций только применительно к бизнесу в целом.
Специфика ROI в разных направлениях инвестиций
Рассчитать окупаемость инвестированных в бизнес денег точно не всегда возможно. Трудности в подсчетах связаны с тем, что порой бывает сложно получить необходимые исходные данные о расходах. Особенно остро эта проблема стоит в компаниях, которые работают в сложных направлениях.
Наибольшую эффективность ROI имеет в следующих направлениях:
- Прямые продажи или прямой маркетинг – услуги и товары реализуются через оффлайн-магазины, интернет, каталоги, путем рассылки новостей и предложений по email.
- Программы лояльности – окупаемость вложений можно вычислить по каждому клиенту.
- Стимуляция сбыта – продажи можно оптимизировать путем вложения бюджета в маркетинговые кампании с последующим возвратом.
- Работа с клиентами – вложения в политику компании и взаимодействие с клиентами окупаются за счет повторных покупок, что можно легко посчитать.
Наиболее точное значение ROI можно получить, если рассчитать его по итогам проведенных мероприятий (рассылки, акции, реклама).
Какой показатель ROI считается нормальным
По итогам расчета ROI нужно правильно интерпретировать результаты, а это во многом зависит от того, куда вложили деньги. Не существует одного конкретного порога процента окупаемости инвестиций, который будет считаться одинаково хорошим для всех сфер деятельности. В каждом случае приемлемы свои значения.
Для бизнеса. Если ROI выше 10%, можно говорить о том, что фирма работает в плюс.
Для маркетинга. Здесь коэффициент возврата должен превышать 100%, иначе можно считать, что прибыль от рекламы не покрывает затраты на нее. Чем больше ROI в данном случае, тем лучше.
Для валютных и фондовых рынков. Приемлемыми считаются даже отрицательные коэффициенты, поскольку акции склонны меняться в цене за считанные часы. Большинство инвесторов, вкладывая деньги, не придают значения этому показателю и инвестируют даже в активы с отрицательным ROI.
При анализе результатов стоит рассматривать каждый бизнес индивидуально. Некоторые проекты на начальном этапе кажутся убыточными, но очень хорошо окупаются со временем.
Примеры расчета ROI
Для лучшей демонстрации расчета коэффициента окупаемости инвестиций в разных сферах рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Недвижимость
Планируется взять ипотеку на 1-комнатную квартиру для сдачи её в аренду. Посмотрим, окупятся ли вложения в недвижимость при условии, что:
- цена квартиры – 1 800 000 р.;
- стартовый взнос по ипотеке – 270 000 р. (15%);
- срок кредитования – 20 лет;
- ставка по кредиту – 10% годовых;
- ежемесячная оплата по кредиту — 14 765 р.;
- предполагаемая арендная плата – 20 000 р.
ROI = (20 000 – 14 765) * 12 / (14 765 * 12 + 270 000) * 100% = 14%
Коэффициент показывает, что идея инвестировать в недвижимость с последующей ее сдачей в аренду имеет определенную выгоду. Но необходимо учитывать, что в расчете приняты идеальные условия – непрерывная сдача квартиры в аренду в течение года.
Пример 2. Рекламная кампания в Google Ads
Интернет-магазин запускает контекстную рекламу в Google с целью привлечения покупателей и увеличения дохода. Подсчитаем ROI при следующих исходных данных:
- затраты на рекламную кампанию в месяц – 60 000 р.;
- выручка за период – 180 000 р.; – 110 000 р.
Необходимо определить валовую прибыль за период: 180 000 – 110 000 = 70 000 р.
ROI = (70 000 – 60 000) / 60 000 * 100% = 16,7%
Из расчета видно, что с каждого потраченного на рекламу рубля интернет-магазин вернул 16,7 копеек. Несмотря на положительный коэффициент, эффективность оказалась недостаточной. Рекомендуется пересмотреть ее или перенаправить часть бюджета в поддержку другого вида рекламы.
Пример 3. Email-маркетинг
Предприятие вложило часть бюджета в email-продвижение. Была запущена рассылка, которая привела клиентов. Исходные данные:
- выручка с продаж – 284 000 р.;
- маржа составила 22%;
- стоимость сервиса рассылок – 7 000 р.;
- з/п сотруднику – 25 000 р.
Валовая прибыль = 284 000 * 0,22 = 62 480 р.
ROMI = (62 480 – 7 000 – 25 000) / (7 000 + 25 000) * 100% = 95%
Это значит, что каждый вложенный в рассылку рубль принес компании 95 копеек. Вложения в рекламу не окупились.
Пример 4. Рынок ценных бумаг
Покупая ценные бумаги в июне, инвестор тратил на каждую акцию 8 000 рублей. Дивиденды с них составляли 500 рублей ежемесячно. Когда в декабре акции подорожали до 15 000 рублей, инвестор продал их. Вычислим ROI, чтобы понять, была ли удачной инвестиция.
Прибыль за период с июня по декабрь = (15 000 – 8 000) + (500 * 7) = 10 500 рублей
ROI = 10 500 / 8 000 * 100% = 131,25%
Высокий коэффициент свидетельствует о выгодном инвестировании. Каждый вложенный рубль принес инвестору 1,3 рубля чистого дохода.
Пример 5. Реклама офлайн
Магазин детской одежды запустил рекламную кампанию, в рамках которых промоутер на улице раздавал листовки и приглашал людей зайти внутрь. Чтобы узнать, было ли это эффективным, найдем ROI. Исходные данные:
- чистая прибыль за период действия акции – 240 000 р;
- зарплата промоутеру – 12 000 р.;
- печать листовок – 5 000 р.
ROMI = (240 000 – 12 000 – 5 000) / (12 000 + 5 000) * 100% = 1 312%
Результат говорит о сверхвысокой окупаемости. За каждый потраченный рубль магазин вернул 13 рублей чистого дохода.
Нюансы при расчете
- Модель атрибуции на основе воронки дает возможность предельно точно рассчитать ROI. В противном случае из-за многочисленных действий на сайте и за его пределами клиент может «потеряться», а данные по нему не смогут участвовать в вычислениях.
- На выручку влияет много факторов, которые необходимо учитывать при запуске рекламной кампании и в работе бизнеса в целом: качество сервиса, работа менеджера, контроль наличия товара на складе, актуальность контактов на сайте и т. д.
- Затраты нестабильны и могут меняться в расчетном периоде: повысилась стоимость доставки, увеличилась цена закупки, подорожали коммунальные услуги.
- Анализ лучше проводить в динамике. Это поможет учесть клиентов, которые пришли с рекламы, но приняли решение о покупке не сразу.
Какие ошибки возможны при расчете ROI
Субъективность при вычислении показателя, особенности жизненных циклов продаж, множество вариантов расчетов приводят к допущению ошибок. Рассмотрим наиболее частые причины неточных результатов.
- Не учтены дополнительные расходы: эксплуатационные, оплаты подрядным компаниям, налоги, комиссионные выплаты и др.
- Использование разных отчетов, значения в которых различаются.
- Путаница в понятиях «прибыль» и «выручка». Иногда вместо прибыли считают выручку, что априори неверно.
- Неверное распределение сумм дохода и издержек между несколькими проектами, продуктами или рекламными кампаниями.
- Не учтена средняя продолжительность цикла сделки, из-за чего теряются данные о долго думающих клиентах.
Что делать после расчета
Когда ROI посчитан, возникает закономерный вопрос: что делать с результатами? Существует несколько вариантов дальнейших действий.
- Анализ. Важно оценить, как меняется показатель в условиях рынка. В ходе анализа можно быстро определить, куда нерационально тратятся деньги, и перенаправить финансовые потоки.
- Корректировки. Если ROI показал неудовлетворительный результат, можно не отказываться от проекта полностью, а частично его изменить, например, отключить неэффективные каналы.
- Эксперименты. Зная текущий показатель, можно пробовать реализовывать новые идеи, выводить на рынок новые продукты, запускать проекты, которые были в планах, корректируя действия в процессе эксперимента.
В каких случаях ROI неинформативен
Многие инвесторы и бизнесмены рассчитывают ROI как основной показатель окупаемости и индикатор эффективности. Однако не всегда он бывает объективен и информативен. Рассмотрим, когда именно не стоит смотреть на этот коэффициент.
- Когда компания использует сложную маркетинговую модель. Расчет не дает понимания, какой маркетинговый прием принес результат, а какой ни к чему не привел.
- На первом этапе стартапа или в самом начале работы компании. Расходы, значительно превышающие прибыль, негативно скажутся на значении ROI, но это не значит, что бизнес всегда будет убыточным.
- При существенной разнице в цене продуктов. Не учитываются доли по каждому товару или услуге в общей сумме выручки, а значит, показатель будет искусственно завышен.
Рассмотрим пример, когда ROI неинформативен.
Автосалон выставил на продажу автомобиль и запустил рекламу. Покупатель ее увидел, перешел по ссылке, заинтересовался, но не стал принимать решение сразу. Через некоторое время посетил автосалон, посмотрел товар вживую и снова взял тайм-аут на раздумья. Только спустя две недели клиент вернулся, чтобы купить машину.
Как видно, из-за долгих раздумий покупателя ROI со временем меняется и не может служить основанием для оценки окупаемости рекламной кампании.
Преимущества и недостатки ROI
Как и любой финансовый показатель, коэффициент возврата инвестиций имеет преимущества и недостатки, которые позволяют объективно оценить его способность оценивать эффективность бизнес- и маркетинговых процессов.
Среди преимуществ ROI:
К серьезным недостаткам относятся:
- быстрая оценка состояния финансов в компании;
- возможность простого сравнения нескольких компаний по инвестиционным активам;
- учет суммы всех видов инвестиционных доходов, в т. ч. долгосрочных;
- изменение формулы для повышения информативности коэффициента в определенных ситуациях;
- демонстрация верности принятого инвестиционного решения.
- невозможность учесть фактор времени, все затраты и вложения;
- не отражает реальное положение дел на сложных рынках (без среднего чека, нормы дохода, с длинным циклом продаж);
- позволяет оценить финансовую ситуацию только по факту, без возможности получить данные на перспективу;
- для полной оценки эффективности нужны дополнительные значения других показателей и их комплексный анализ.
Как увеличить ROI
Наверняка каждый бизнесмен задумывается о том, как сделать, чтобы окупаемость вложенных средств повысилась. Рассмотрим основные методы.
- Снижайте расходы. Разумная экономия с участием кризис-менеджера позволит тратить меньше, но не отказываться от важных для бизнеса статей расходов.
- Увеличивайте прибыль. В этом помогает открытие новых рынков сбыта продукции, расширение ассортимента или набора услуг.
- Перераспределяйте расходы. Нужно грамотно рассредоточить издержки между проектами, учесть зависимость затрат от числа персонала.
- Увеличивайте средний чек. Старайтесь повысить лояльность клиента при взаимодействии с ним, предлагайте сопутствующие продукты, скидки, бонусы.
- Лучше анализируйте. Грамотная аналитика дает возможность получать много полезной информации, которую можно использовать для развития компании.
- Будьте последовательны. Звенья рекламы, которые проходит пользователь, должны соответствовать его запросу и вести на страницу с нужным продуктом
- Используйте все эффективные рекламные каналы. Не стоит сосредотачиваться на одном источнике трафика и игнорировать остальные. Важно найти и развивать все эффективные каналы.
Ответы на вопросы
Коэффициент показывает, насколько окупаются вложения в бизнес, проект, продукт или рекламу. Зная этот показатель, можно грамотно перераспределять бюджет или корректировать маркетинговую стратегию.
Этот показатель актуален везде, где есть точные данные о прибыли и расходах: реклама, продвижение в интернете, новый продукт, филиал компании и т. д.
Все варианты оценки результатов работы бизнеса могут быть эффективными, но удобнее, точнее и быстрее всего считается метод сквозной аналитики. Он доступен всем пользователям, позволяет анализировать нужные данные и формировать понятные отчеты.
Коэффициент окупаемости вложений считают перед принятием управленческих решений. Расчет должен предшествовать, например, решению закупать сырье или оборудование, развивать рекламный канал или отказываться от него.
Показатель помогает оценить пользу от инвестиций в маркетинг и правильно определить дальнейшую стратегию.
- Прямые мгновенные онлайн-продажи.
- Отделы маркетинга, сбыта. В данном случае ROI может выступать как KPI отдела или каждого специалиста.
- Программы повышения продаж, программы лояльности, которые реализуются с применением маркетинга.
Отрицательный коэффициент означает, что средства не окупаются, а компания в текущий момент работает в убыток.
Заключение
Коэффициент возврата инвестиций – не единственный, но важный показатель, необходимый, чтобы оценить работу компании. Считать его необходимо, чтобы понимать, окупаются ли вложенные средства, поскольку не всегда это заметно без детальных вычислений. Зная ROI, можно откорректировать маркетинговую стратегию, повысить прибыльность, эффективность проводимых мероприятий.
Как рассчитать рентабельность инвестиций adwords
ROI – показатель рентабельности вложений или ещё его называют коэффициентом возврата инвестиций от английского термина Return On Investment. Это значение считается в процентных соотношениях. Если показатель выше 100% – говорит о прибыльности капиталовложений, а если ниже 100% – об убыточности.
Рентабельность инвестиций считают много где: в бизнесе, при сделках с недвижимостью, при запуске рекламных кампаний и в других сферах. Коэффициент показывает целесообразность вложения денег в проект. В случае с маркетингом, ROI помогает определить эффективность проводимых мероприятий в разрезе повышения объема продаж.
Формула расчета окупаемости инвестиций
Вычисление показателя сводится к элементарной математике:
ROI (Return On Investment) = (доход вложений – размер затрат) / размер инвестиций * 100%
- Доход от вложений – существующая прибыль от продаж товара или услуги за отчетный период, совокупный объем выручки;
- Размер затрат – сумма денег, которая тратится на получение дохода за определенный срок;
- Размер инвестиций – сумма вложений в покупку бизнеса или недвижимости, маркетинг. Это значение может равняться размеру затрат, например, при определении эффективности рекламной кампании.
Рассмотрим на примере несколько вариантов вычисления ROI по формуле.
Допустим, нам необходимо рассчитать рентабельность контекстной рекламы. При бюджете 10 000 рублей (расход) в месяц, через объявления в поисковой выдаче продали товаров на 30 000 рублей (доход). Считаем: ROI = (30 000 – 10 000)/10 000*100% = 200%
Окупаемость кампании 200%, то есть на каждый потраченный рубль возвращается два.
Попробуем определить окупаемость вложений в малом бизнесе, например, при покупке мини-завода по изготовлению тротуарной плитки. Имеем такие входные данные: сумма инвестиций или стоимость завода – 300 000 руб, доходность в месяц – 150 000 руб, размер трат ежемесячно – 120 000 руб. Считаем:
ROI = (150 000 – 120 000) *12/300 000 *100% = 120%
Окупаемость составляет в среднем 1,2 рубля на каждый вложенный рубль. Покупка достаточно рискованная, так как значение рентабельности не сильно выше безубыточного уровня. Решаясь на такую сделку, необходимо учитывать различные факторы – сезонность продаж, конкуренцию на рынке, стоимость сырья и другие.
Как с помощью ROI оценить эффективность рекламы?
Оценку окупаемости маркетинговых и рекламных кампаний следует выполнять ежемесячно. Это позволит отслеживать эффективные каналы и больше в них инвестировать. Таким же образом определяются убыточные каналы: их либо просто отключаем или же изменяем стратегию работы.
На примерах выше мы научились считать ROI показатель, а теперь давайте рассмотрим, какие действия необходимо выполнять при положительных и отрицательных значениях окупаемости рекламы:
- На каналах с наибольшим показателем повышается активность действий. Например, увеличивается количество контекстных объявлений, улучшаются позиции показа в поиске и рекламной сети, расширяется охват и другое.
- На каналах с наименьшими значениями ROI уменьшается активность: снижаем стоимость объявлений, отключаем малоэффективные рекламные площадки, работаем с контекстом и ключевыми фразами, подстраиваем под запросы ЦА.
На оценку показателя окупаемости влияет процент оплаты менеджерам или сервисам, сезонность товара или услуги, геолокация и другие дополнительные факторы.
Когда ROI показатель малоэффективен?
Коэффициент нельзя считать универсальным инструментом для всех сфер бизнеса. Например, ROI дает ошибочные значения при продаже дорогих товаров и услуг, когда посетитель долго выбирает и сравнивает с конкурентами на рынке. Например, клиент пришел через контекстное объявление, изучил предложение и ушел. По логике, это неэффективный канал. Но через неделю он вернулся и купил.
К недостаткам также относят:
- Статичность коэффициента. Значения рассчитываются на определенную дату без учета курса валют и других экономических факторов;
- Малоинформативная оценка. Получить с помощью расчета точный показатель, который бы учитывал нюансы проекта, сделки, кампании – трудно. Этот инструмент эффективно использовать в совокупности с другими индикаторами.
В маркетинговой сфере ROI или ROMI (Return On Marketing Investment) показывает только финансовую полезность или убыточность инвестиций за отчетный период. При этом не учитывается повышение лояльности клиента к компании, видимость для СМИ и другие перспективные параметры.
Как повысить ROI?
Коэффициент окупаемости рекламных кампаний и маркетинговых мероприятий можно повысить следующим образом:
- Соблюдение принципа последовательности в рекламе. Алгоритм такой: контекстное объявление содержит поисковой запрос, ссылка ведет на целевую страницу, которая соответствует тематике рекламы и тому, что ищет пользователь. Например, объявление с запросом «купить шубу из норки в Москве» должно вести посетителя в каталог продажи шуб, а не на главную страницу сайта. Также и менеджер должен говорить с клиентом о шубах, а не о гаджетах или бытовой технике.
- Подключение новых каналов рекламы. Выжимать один источник и игнорировать другие – малоэффективно. Используйте все, но считайте ROI. Прибыльные каналы развивайте, убыточные отключайте или модернизируйте.
- Рекламные предложения, объявления соответствуют запросам пользователей. Подбирайте ключевые слова с учетом потребностей ЦА в вашей нише.
Мы узнали, что такое ROI в маркетинге и других сферах бизнеса. Научились вычислять окупаемость вложенных финансов в рекламные кампании. Изучили, как оценить эффективность маркетинговых мероприятий, повысить ROI. Рассмотрели случаи, когда коэффициент не информативен.
Важно помнить, что расчет рентабельности – это не универсальный инструмент, а один из многих индикаторов, помогающих анализировать финансовые показатели.
Источник https://elama.ru/blog/prostye-formuly-okupaemost-investiciy-v-reklamu-i-tochka-bezubytochnosti/
Источник https://neiros.ru/blog/analytics/chto-takoe-roi-i-kogda-ego-nuzhno-schitat/
Источник https://blog.calltouch.ru/glossary/roi-return-on-investment/