Доклад «Непрерывное образование как парадигма «обучение в течение всей жизни» — инвестиции в человеческий капитал»
Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.
Life long learning — концепция, суть которой можно выразить одной фразой: «Учиться – это никогда не рано и никогда не поздно». На самом деле, Обучении в течение всей жизни в современном мире это больше чем концепция. Это философия, которая предполагает, что человек может и должен быть открытым для новых идей, решений, навыков или отношений и отвергает аксиому что «Невозможно научить старую собаку новым трюкам». Обучение в течение всей жизни предполагает предоставление каждой личности возможности реализации своего потенциала во всех возрастах, вне зависимости от места и времени и иных обстоятельств: на работе, в школе, в университете, в детском саду и яслях, дома и даже по пути с работы домой используя все возможные каналы, способы и методы обучения.
В целом, Обучение в течение всей жизни – это обучение:
В любом возрасте
Согласно концепции LLL, классическое образование и обучение должны быть расширены до такой степени, чтобы включать в себя:
Все возрастные группы;
Все навыки и области знаний;
и использовать:
Все возможные способы,
для того чтобы:
Все и каждый имели возможность развиваться.
Среди существующих определений можно выделить три основных направления:
1. Образование на протяжении всей жизни (life long learning , LLL ).
2. Образование взрослых ( adult education ).
3.Непрерывное профессиональное образование ( continuing vocational education and training ).
Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.
1. Образование на протяжении жизни. Данная концепция понятия непрерывного образования базируется на следующих принципах:
– обучение длиною в жизнь (lifelong learning);
– образование шириною в жизнь (lifewide learning);
– самомотивация к образованию.
Обучение длиною в жизнь может рассматриваться как обучение, продолжительность которого равна продолжительности жизни человека. Обучение в течение жизни предполагает, что людям необходимо продолжать учиться, возобновлять свое обучение в течение всей жизни, и не только посредством информальных (informal) методов, что делает каждый гражданин в любом случае (ежедневное обучение), но и путем неоднократного получения формального (formal) образования, обновления знаний, умений и навыков, присущих уже имеющемуся у человека уровню образования. Наряду с этим, люди также могут принимать участие в неформализованном (non-formal) образовании, проходя обучение вне пределов формального сектора образования: на рабочих местах, общественных центрах, спортивных клубах и др.
Что же такое формальное, неформальное и информальное образование?
Формальное образование связано с получением определенных квалификаций и степеней (например, диплом об окончании учебного заведения среднего или высшего профессионального образования, диплом кандидата или доктора наук, сертификат, подтверждающий профессиональную квалификацию и признаваемый на рынке труда).
Так, все 28 педагогов нашей школы имеют высшее образование, двое имеют два высших образования, одна является магистром педагогики, трое – магистрантами.
27 педагогов имеют квалификационные удостоверения.
Неформальное образование не связано с получением формальных квалификаций, хотя и может быть сопряжено с получением какого-либо документа (свидетельство об окончании языковых курсов, свидетельство о повышении квалификации и т. п.).
В данном учебном году курсовую подготовку по менеджменту в образовании прошла директор школы Митасова Л.В. (на базе РИПК), уровневые курсы – учитель казахского языка Лекерова Г.У.(2 уровень), трое завершили обучение по программе 1 уровня и получили сертификаты. 21 педагогический работник школы прошли курсы «Организация личностно-ориентированного подхода в условиях 12-летней школы». Двое учителей участвовали в международных конференциях по программе INTEL «Мобильная среда обучения и современное образование» и «Развитие информационно-образовательной среды, отвечающей требованиям стандарта», а также прошли тематические тренинги из серии «Элементы». Двое педагогов успешно изучили курс «Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога «, 1 учитель прошел курсы повышения квалификации по программе «Мой университет».
Информальное образование реализуется за счет самообразования человека в ходе ежедневной деятельности, относящейся к работе, семье или досугу. Как правило, информальное образование не ведет к получению документа.
Обучение шириною в жизнь предполагает охват обучением различных сторон жизнедеятельности человека, совершенствование не только его профессиональных навыков, но и других не менее важных, обусловленных необходимостью или просто интересных для него видов деятельности.
Самомотивация к обучению подразумевает, что человек сознательно стремится повысить уровень своих знаний, что, несомненно, окажет влияние как на его общее интеллектуальное развитие, так и на возможность занять конкурентоспособную позицию на рынке труда.
2. Образование взрослых
Понимание непрерывного образования как образования взрослых делает акцент на специфике контингента обучающихся, особенностях его запросов и технологий обучения, разнящихся с потребностями молодого поколения.
Главное отличие непрерывного образования взрослого населения связано с тем, что взрослые, как правило, имеют уже как опыт образовательной деятельности, так и навыки практической работы.
Кроме того, в отличие от образования детей и молодежи, образование взрослых имеет особые требования к организации обучения. Очень часто оно имеет жесткие временные рамки, поскольку либо протекает одновременно с трудовой деятельностью, либо отрыв от нее предельно сжат по срокам. Вместе с тем образование взрослых обычно имеет более выраженную мотивацию по сравнению с образованием молодежи.
В сентябре 2013 года стартовала Акция ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых». В рамках международного проекта «Обучение на протяжении всей жизни: традиции и инновации» мы приняли участие в конкурсе «Красивая школа». По итогам конкурса проект нашей школы занял 3 место в номинации «Инновационный потенциал содержания, форм и методов учебного процесса».
3. Непрерывное профессиональное образование подчеркивает функциональную специфику получаемых знаний. Это образование, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков.
В данном учебном году проведен Фестиваль педагогических технологий.
Цели и задачи Фестиваля.
ü Повышение профессиональной компетентности педагогов; развитие творческой деятельности по использованию в педагогической практике эффективных образовательных технологий
ü Выявление и распространение продуктивного применения инновационных образовательных технологий в учебном процессе.
ü Пропаганда новейших достижений педагогической науки, педагогических, теоретико-практических инноваций.
По итогам фестиваля отмечены лучшие работы Подманковой С.А., учителя истории, Енке И.А., учителя биологии, Лекеровой Г.У., учителя казахского языка. Выпущен альманах технологических карт урока.
Сегодня меняется сам смысл понятия «обучающийся». За рубежом традиционный тип студента — молодой человек не старше 25 лет, обучающийся стационарно, — уходит в прошлое. Нынешние выпускники отдают себе отчет в том, что получение вузовского диплома не является гарантией безоблачного существования до самой пенсии. Важен не столько формальный диплом, сколько гибкость получаемых навыков — таких, как навыки организации времени, решения проблем, адаптивности.
Европейский Союз установил восемь ключевых компетенций LLL :
Информационные технологии, в том числе Интернет, помогают более успешно справиться с переходом учащихся к непрерывному образованию. Но прежде надо решить проблему непрерывного образования учителей информационным технологиям. В противном случае непонятно, чему учителя станут обучать своих подопечных. Профессионалам любого профиля необходимо постоянно повышать квалификацию, чтобы «быть в форме». А особенно это важно для тех, чья специальность — учить других.
Чтобы не оказаться без работы на рынке труда, необходимо взять вопрос самообразования под собственный контроль. Что это значит?
Ø в качестве базы получить солидное высшее образование;
Ø выучить иностранный язык, а лучше – два;
Ø совершенствовать культурно-технический уровень;
Ø использовать все имеющиеся возможности для получения знаний, умений и навыков; это значит – отслеживать новое в профессиональной сфере, читать специализированную литературу, не отказываться от работы на «соседнем участке» — дополнительные навыки никогда не повредят;
Ø научиться быстро обновлять и пополнять знания, другими словами – «научиться учиться» – знать, где можно получить требующуюся информацию;
Ø необходимо выработать у себя такие качества, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, творческий подход к делу.
Таким образом, можно сказать, что понятие непрерывности призвано усилить значимость понятия образования, придать ему особую целесообразность, неслучайность, осознанность.
В заключение следует отметить, что благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому политика в области развития человеческих ресурсов и инвестиций в человеческий капитал необходима как на уровне отдельной организации, так и в целом на уровне государства.
Использованная литература:
1 Обучение в течение всей жизни – требования и вызовы (Отчет о семинаре с участием представителей стран СНГ и Монголии)/Европейский Фонд образования, 2002 г.
2 Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий/ Алматы, 2009 г.
Образование как инвестиции в человеческий капитал
Кармазина, Ю. А. Образование как инвестиции в человеческий капитал / Ю. А. Кармазина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11040/ (дата обращения: 11.08.2022).
Ни для кого не секрет, что XXI век — век инноваций, которые требуют от организаций и предприятий принципиально нового подхода к осуществляемой деятельности и понимания важности человека как основного стратегического ресурса. И ранее человек воспринимался как инструмент достижения различных целей предприятий, то в настоящее время мнение на этот счет в корне изменилось.
В экономике, основанной на знаниях, производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. В настоящее время все более популярной становится точка зрения, в соответствии с которой человеческий капитал — это наиболее ценный ресурс общества, имеющий гораздо большее значение, чем природные ресурсы или накопленное богатство [1]. Понятие человеческий капитал означает не только осознание решающей роли человека в экономической системе общества, но и признание необходимости инвестирования в человека, поскольку капитал приобретается и увеличивается путем инвестирования и дает длительный экономический эффект [2].
Понятие человеческий капитал достаточно сложное и многогранное. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время существует достаточное количество его определений, которые объединяют в две группы.
Первая группа дает определение человеческого капитала в узком смысле как некую совокупность знаний, умений, навыков и способностей индивидуумов, которые последние приобретают в процессе получения общего образования, профессиональной подготовки и практического опыта, которая позволяет принимать активное участие в общественном производстве.
Совершенно иное мнение у сторонников второй группы определений, для которых характерным является расширенный подход к понятию человеческого капитала. Здесь среди характеристик человеческого капитала, кроме имеющихся у человека знаний, навыков, способностей, выделяются также мотивация, ценности и энергия, которые способствуют росту производительности труда и приносят доход [3].
Понятие человеческого капитала основывается на двух определениях образования — как ресурса (человеческий капитал) и как некой системы (в которой происходит его накопление), что делает возможным перекинуть мост между экономическим и социологическим подходом к образованию.
С экономической точки зрения образование — это источник экономического роста.
Накопление человеческого капитала происходит как на этапе школьного обучения, которое закладывает базовые знания и навыки, так и обучения послешкольного, имеющего своей целью получение определенной профессии, а также в процессе профессиональной деятельности. Причем умения и знания, полученные на предыдущих этапах обучения, повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал и, как результат, обеспечивают возможность успешной деятельности в различных областях. В высшем учебном заведении даются определенные профессиональные знания и навыки, возможность их применения на практике и получения первоначального представления о рынке труда в виде производственной практики. Также ВУЗ обеспечивает образовательные кредиты, котирующиесяна рынке труда и подтвержденные репутацией и именем вуза: дипломы бакалавра, специалиста, магистра и свидетельства о получении научных степеней. Но наиболее важной его функцией является развитие общего культурного капитала, закладывающего универсальную основу для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего развития. На макроуровне высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий потенциал страны.
Конкурентоспособность страны определяет ее место в мировой экономике. Еще 15–20 лет назад в развитии фирмы решающее значение имела конкурентоспособность товаров и услуг. В конце ХХ столетия, с началом процессов всемирной экономической и политической интеграции, вопрос о конкурентоспособности фирм, отраслей и национальных экономик приобрел несколько иное содержание, которое определяется, прежде всего, качеством рабочей силы. В связи с этим необходимо заметить, что решающим фактором в экономическом развитии общества и в период индустриализации, и в период послевоенного возрождения экономики всегда был человек.
Теория осуществления затрат в повышении уровня квалификации работников в качестве капитала была выдвинула еще классиками политэкономии В. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Она получила развитие в работах академика С. Г. Струмилина, В. С. Гойло, Р. И. Капелюшникова, В. И. Марцинкевича. Несколько позднее исследования в данном направлении велись С. А. Дятловым, С. А. Курганским, А. И. Добрыниным и др. [4].
Расходы, которые увеличивают производительные качества и характеристики индивида, «можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем», говорят теоретики человеческого капитала.
Отход от восприятия затрат на формирование качественно новой рабочей силы как исключительно потребительских стал возможным благодаря использованию термина инвестиции в отношении данных расходов, которые в свою очередь были признаны как производительные, поскольку вложения в человека способны приносить ощутимый долговременный экономический эффект.
К. Макконнелл и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:
во-первых, расходы на образование, которые включают в себя общее и специальное, а также формальное и неформальное образование, подготовку кадров по месту работы и т. п., признаются наиболее очевидным и, возможно, наиболее важным видом инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной.
Во-вторых, расходы на здравоохранение также играют достаточно важную роль. Хорошее здоровье как результат расходов на профилактику различных заболеваний, качественное медицинское обслуживание, а также диетическое питание и улучшение жилищных условий продлевает срок жизни, повышает работоспособность и производительность труда рабочих.
В-третьих, расходы на мобильность, благодаря которым рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью, составляют наименее очевидную форму инвестиций в человеческий капитал. Как и образование, географическая миграция рабочих влечет за собой рост издержек в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Иначе говоря, нанимаемые рабочие воплощают в себе будущий поток новых трудовых услуг.
Несмотря на то, что существуют различные формы инвестиций в человеческий капитал, образование в современном мире является одной из основных.
Каждое инвестиционное решение предполагает дилемму между потреблением, которое способно немедленно удовлетворить потребности, и инвестициями, способствующими созданию дополнительных возможностей для производства товаров и услуг в будущем. Выбор между потреблением и инвестициями базируется на экономическом анализе, проводящимся в широком социально-политическом контексте и принципиально неотделим от этого контекста. Это же справедливо утверждать и в отношении выбора между всевозможными альтернативными инвестициями в условиях ограниченности ресурсов.
Инвестиционные решения, касающиеся образования достаточно специфичны. Это связанно с двойственной характеристикой образования, заключающейся том, что, в сущности, образование представляет собой как потребление, так и инвестиции. До начала 60-х годов образование рассматривалось как одно из основных прав человека, в основном связанное с потреблением. В дальнейшем все более полно раскрывалась двойственная природа образования. При этом акцент переносился на характеристику образования как инвестиций в человека.
Для выбора между осуществлением инвестиций в физический капитал или в человеческий капитал стали актуальными вопросы о том, какой вклад вносит образование в экономический рост, как сравнить этот вклад образования с вкладом физического капитала.
Фактически понимание того, что инвестиции в человеческий капитал непосредственно вносят вклад в экономический рост, связано еще со временами Адама Смита, классические экономисты уделяли должное внимание необходимости расходов на получение и развитие умений и навыков человеком. Однако только в 1960-х годах Т.Шульц и Е.Дэнисон показали, что образование способствует росту национального дохода посредством усовершенствования умений и навыков рабочей силы.
Е.Дэнисон подсчитал, что между 1930 и 1960 гг. 23 % прироста выпуска продукции в США связана с повышением образования рабочей силы. T.Шульц (1963) разработал метод измерения вклада образования в экономический рост, основанный на изучении нормы отдачи инвестиций в человеческий капитал, которую сравнил с нормой отдачи инвестиций в физический капитал. Этот метод анализа привел к тому же выводу: существенная доля прироста выпуска продукции как в развитых, так и в развивающихся странах объясняется инвестициями в образование [5].
Таким образом, состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие страны на ближайшие годы. Поэтому логично утверждать, что образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества [6].
2. Гришнова О. А. Экономика труда и социально-трудовые отношения.Учебник — М.: Проспект, 2011
4. Боровских Е. А. Эффективность инвестиций в человеческий капитал // Ярославский педагогический вестник. — 2012. -№ 1.
5. Тихонов А. Н., Обромешин А. Е. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты
Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, образование, рабочая сила, экономический рост, инвестиция, физический капитал, вид инвестиций, навык, рынок труда.
Человеческий капитал и инвестиции в образование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будзинская Ольга Владимировна, Демидова Александра Вячеславовна
Цель работы. В статье рассматривается образование как ключевой фактор повышения человеческого капитала . Метод или методология проведение работы. Проведён статистический анализ зависимости трудовых доходов работников от уровня образования на примере российского и американского рынков труда. Результаты. Выделен капитал образования в качестве основополагающего элемента человеческого капитала , что объясняется его доминирующей ролью в социальной стабильности работника при воспроизводстве рабочей силы. Доля человеческого капитала в общей структуре национального богатства постоянно возрастает в большинстве развитых стран. Согласно Отчету о человеческом капитале, оглашённому на Всемирном экономическом форуме, Россия занимает 26 место в рейтинге стран. Проведенный анализ показывает, что в период перехода к инновационной экономике приоритетным направлением государственной политики становится подготовка высококвалифицированных работников. Именно высококвалифицированный персонал позволят повысить конкурентоспособность российской экономики, отойдя от сырьевого уклада экономики. Высокий уровень образования , профессионализм является ключевым инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность, инновационность и экономический рост в XXI в. Уровень образования является не только гарантией трудовых доходов, но и гарантией социальной мобильности, позволяя минимизировать риск безработицы . Для доказательства этого утверждения в работе обобщена теория человеческого капитала , проведен анализ статистических данных, который показал, что в современных российских условиях работники с более высоким уровнем образования получают более высокий доход и менее склонны к безработице . Однако на уровне государственной политики образования необходимо построить более тесную взаимосвязь между затратами на обучение и трудовыми доходами. Область применения результатов. Результаты проведённого исследования могут быть использованы при разработке социальной программы трудоспособного населения. Выводы. Делается вывод, что уровень образования работника является не только гарантией трудовых доходов, но и гарантией социальной мобильности, позволяя минимизировать риск безработицы . В современных условиях, когда высшее образование становится коммерческим в большей мере, чем раньше, необходимо повысить коэффициент окупаемости частных вложений в обучение, что позволит повысить мотивационную роль работников, а как следствие, уровень человеческого капитала в России.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Будзинская Ольга Владимировна, Демидова Александра Вячеславовна
К вопросу об институциональных основах формирования человеческого капитала в постиндустриальной экономике
HUMAN CAPITAL AND INVESTMENTS INTO EDUCATION
The goal of the paper. The manuscript discusses education as the key factor of increasing hu-man capital. The method of work performed. We have performed a statistical analysis of the dependence of work income of employees on the level of education based on the examples of the Russian and American labor markets. The results. We have distinguished the capital of educa-tion as the foundational element of human capital which is explained by its dominating role in the social stability of an employee when reproducing the workforce. The percentage of human capital in the general structure of the national wealth is constantly growing in the majority of developed countries. According to the Human Capital Report that was announced during the World Economic Forum, Russia is taking up the 26th position in the rating of countries. The analysis performed shows that during the period of transition towards the innovative economy, preparation of highly qualified workers becomes the priority area of focus of the state policy. Highly qualified staff specifically will allow to increase the competitive ability of the Russian economy, moving away from the resource mining type of economy. High level of education , pro-fessionalism are the key instruments ensuring competitive ability, innovative character and eco-nomic growth in the 21st century. The level of education is not only a guarantee of work income, but also a guarantee of social mobility allowing to minimize the risk of unemployment . In order to prove this statement the paper summarizes the theory of human capital , performs an analysis of statistical data that showed that in modern Russian conditions employees with a higher level of education receive higher income, and are less prone to stay unemployed. However, it is necessary to build up a close interconnection between expenditure for education and work income at the lev-el of a state policy. Area of application of the results. The results of the study performed may be used when developing a social program for employable population. Conclusions. A conclusion is made that the level of education of an employee is not only a guarantee of work income but also a guarantee of social mobility allowing to minimize the risk of unemployment . In modern conditions when higher education is becoming more commercialized than in the past, it is neces-sary to increase the index of return of investment from private investments into education which will allow to increase the motivational role of employees, and, as a consequence, the level of human capital in Russia.
Текст научной работы на тему «Человеческий капитал и инвестиции в образование»
БУДЗИНСКАЯ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
к.э.н., доцент кафедры «Управление трудом и персоналом» ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени им. И.М.Губкина», Москва,
ДЕМИДОВА АЛЕКСАНДРА ВЯЧЕСЛАВОВНА
магистр ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени
им. И.М.Губкина», Москва, e-mail: demidov808@yandex.ru
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ
Цель работы. В статье рассматривается образование как ключевой фактор повышения человеческого капитала. Метод или методология проведение работы. Проведён статистический анализ зависимости трудовых доходов работников от уровня образования на примере российского и американского рынков труда. Результаты. Выделен капитал образования в качестве основополагающего элемента человеческого капитала, что объясняется его доминирующей ролью в социальной стабильности работника при воспроизводстве рабочей силы. Доля человеческого капитала в общей структуре национального богатства постоянно возрастает в большинстве развитых стран. Согласно Отчету о человеческом капитале, оглашённому на Всемирном экономическом форуме, Россия занимает 26 место в рейтинге стран. Проведенный анализ показывает, что в период перехода к инновационной экономике приоритетным направлением государственной политики становится подготовка высококвалифицированных работников. Именно высококвалифицированный персонал позволят повысить конкурентоспособность российской экономики, отойдя от сырьевого уклада экономики. Высокий уровень образования, профессионализм является ключевым инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность, инно-вационность и экономический рост в XXI в. Уровень образования является не только гарантией трудовых доходов, но и гарантией социальной мобильности, позволяя минимизировать риск безработицы. Для доказательства этого утверждения в работе обобщена теория человеческого капитала, проведен анализ статистических данных, который показал, что в современных российских условиях работники с более высоким уровнем образования получают более высокий доход и менее склонны к безработице. Однако на уровне государственной политики образования необходимо построить более тесную взаимосвязь между затратами на обучение и трудовыми доходами. Область применения результатов. Результаты проведённого исследования могут быть использованы при разработке социальной программы трудоспособного населения. Выводы. Делается вывод, что уровень образования работника является не только гарантией трудовых доходов, но и гарантией социальной мобильности, позволяя минимизировать риск безработицы. В современных условиях, когда высшее образование становится коммерческим в большей мере, чем раньше, необходимо повысить коэффициент окупаемости частных вложений в обучение, что позволит повысить мотивационную роль работников, а как следствие, уровень человеческого капитала в России.
Ключевые слова: образование, человеческий капитал, доходы работников, безработица.
BOODZINSKAYA OLGA VLADIMIROVNA
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of «Management of Labor and
Staff’ of FSBEI of HE «Russian State University of Oil and Gas (NRU)
named after I.M.Gupkin’, Moscow, e-mail: budzinskaya@bk.ru
DEMIDOVA ALEXANDRA VYACHESLAVOVNA
Master of FSBEI of HE «Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I.M. Gupkin’,
Moscow, e-mail: demidov808@yandex.ru
HUMAN CAPITAL AND INVESTMENTS INTO EDUCATION
The goal of the paper. The manuscript discusses education as the key factor of increasing human capital. The method of work performed. We have performed a statistical analysis of the dependence of work income of employees on the level of education based on the examples of the Russian and American labor markets. The results. We have distinguished the capital of education as the foundational element of human capital which is explained by its dominating role in the social stability of an employee when reproducing the workforce. The percentage of human capital in the general structure of the national wealth is constantly growing in the majority of developed countries. According to the Human Capital Report that was announced during the World Economic Forum, Russia is taking up the 26th position in the rating of countries. The analysis performed shows that during the period of transition towards the innovative economy, preparation of highly qualified workers becomes the priority area of focus of the state policy. Highly qualified staff specifically will allow to increase the competitive ability of the Russian economy, moving away from the resource mining type of economy. High level of education, professionalism are the key instruments ensuring competitive ability, innovative character and economic growth in the 21st century. The level of education is not only a guarantee of work income, but also a guarantee of social mobility allowing to minimize the risk of unemployment. In order to prove this statement the paper summarizes the theory of human capital, performs an analysis of statistical data that showed that in modern Russian conditions employees with a higher level of education receive higher income, and are less prone to stay unemployed. However, it is necessary to build up a close interconnection between expenditure for education and work income at the level of a state policy. Area of application of the results. The results of the study performed may be used when developing a social program for employable population. Conclusions. A conclusion is made that the level of education of an employee is not only a guarantee of work income but also a guarantee of social mobility allowing to minimize the risk of unemployment. In modern conditions when higher education is becoming more commercialized than in the past, it is necessary to increase the index of return of investment from private investments into education which will allow to increase the motivational role of employees, and, as a consequence, the level of human capital in Russia.
Keywords: education, human capital, employee income, unemployment.
Введение. На современном этапе развития общества ключевым индикатором инновационного развития является доля человеческого капитала в общей структуре национального богатства. В период перехода к инновационной экономике приоритетным направлением государственной политики становится подготовка высококвалифицированных работников. Именно высококвалифицированный персонал позволят повысить конкурентоспособность российской экономики, отойдя от сырьевого уклада экономики. Высокий уровень образования, профессионализм является ключевым инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность, инновационность и экономический рост в XXI в. Уровень образования является не только гарантией трудовых доходов, но и гарантией социальной мобильности, позволяя минимизировать риск безработицы.
Методы исследования. В работе капитал образования выделен в качестве основополагающего элемента человеческого капитала, что объясняется его доминирующей ролью в социальной стабильности работника при воспроизводстве рабочей силы. Понятие человеческий капитал охватывает совокупность характеристик человека, которые включают в себя способность к обучению, умственные, физические, интеллектуальные способности, способность к труду, а также состояние здоровья и психопатические способности. В теории выделяются несколько элементов человеческого капитала: капитал образования, трудовой капитал, капитал здоровья и социально-культурный капитал. Основными составляющими человеческого капитала можно выделить капитал образования и трудовой капитал. Набор способностей человека, которые входят в трудовой капитал, оцениваются с точки зрения возможности приносить доход. По определению М. Колосницыной человеческий капитал — «воплощённая в человеке возможность приносить доход» [9], а по определению Б. Генкина человеческий капитал — это «совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источником дохода для человека, семьи, предприятия и общества» [1].
Лауреат Нобелевской премии, американский экономист Т. Шульц дал своё определение по-
нятия «человеческий капитал». Согласно его теории, образование является формой капитала, потому что оно влияет на производство и имеет значение для экономики. Кроме того, образование можно рассматривать как капитал по той причине, что оно позволяет получить в будущем удовлетворение или заработки [17, 571-583]. Продолжил разработку теории человеческого капитала Г. Беккер, он считается основоположником современной теории о человеческом капитале. Беккер выделяет в человеческом капитале знания, навыки и мотивацию. Он считает, что вложения в образование специалистов и квалифицированных работников могут приносить в будущем не меньшую прибыль, чем расходы на машинную технику [5].
На настоящий момент не существует единственно верного определения понятия «человеческий капитал», однако все определения можно разделить на две группы. Согласно первому подходу, человеческий капитал — это совокупность знаний и навыков человека, приобретённых им во время получения образования и участия в трудовом процессе, которые могут стать источником дохода. Например, П. Хейне под человеческим капиталом понимает «знания и умения, которые люди приобретают посредством образования, профессиональной подготовки или практического опыта и которые позволяют им представлять другим людям ценные производительные услуги» [15].
Для второго подхода к определению понятия «человеческий капитал» характерен более широкий взгляд на данный термин. В этом случае к составляющим человеческого капитала относят не только знания и умения человека, но и мотивацию, способности ценности и энергию, которые способствуют росту производительности труда и приносят доход. Например, такое определение человеческого капитала дают Р.М. Нуреев [13,219] и Ф. Фукуяма [15,129]. Наиболее спорной остается проблема способностей. У людей с более высокой мотивацией и способностями к обучению больше шансов поступить в вуз, следовательно, и их доход в будущем будет выше.
Аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ) в сотрудничестве с Международной организацией труда (МОТ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting в 2015 г. опубликовала отчёт о человеческом капитале (Human Capital Index), в котором Россия заняла 26 место [1]. В 2013 г. в данном отчёте Россия занимала 51 место. Для подготовки данного отчета 124 страны оценивались с точки зрения развития человеческого капитала по 46 показателем, которые можно сгруппировать в 4 группы:
3) трудоустройство и занятость;
4) социальная защита, мобильность.
Сильные стороны России связаны с доступностью образования в любом возрасте, однако Россия отстаёт от многих стран с сопоставимым уровнем экономического развития по всем другим критериям, характеризующим реализацию человеческого потенциала, таким, как качество рабочих мест, возможности развития на рабочем месте, качество медицинского обслуживания, продолжительность здоровой жизни населения и социальная мобильность. В табл. 1 приведены некоторые позиции России в рейтинге стран по развитию человеческого капитала.
Позиция России в рейтинге стран по развитию человеческого капитала*
Место России в рейтинге стран по развитию человеческого капитала Составляющие элементы, определяющие рейтинг страны по развитию человеческого капитала
26 Россия в общем рейтинге
1 Доступность начального образования
79 Возможность профессионального развития
81 Здоровье населения
82 Доля населения в трудоспособном возрасте
73 Качество системы образования
*Источник: «Отчёт о человеческом капитале 2015» Всемирного экономического форума.
Образование является одним из ключевых составляющих человеческого капитала. Инвестиции в образования являются наиболее важными для повышения уровня и качества человеческого капитала. Инвестиции в образование являются основным, наиболее широко распространённым и глубоко исследованным направлением инвестиций в человеческий капитал. Согласно данным ЮНЕСКО, 60% разницы в доходах людей приходится на разный уровень образования, а 40% — на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение) [10,215].
Рис. Зависимость доходов людей от их образования
В условиях рыночной экономике люди с более высоким уровнем образования имеют более высокий доход. По некоторым оценкам, каждый год обучения после начального приносит работнику как минимум 10% прироста годового дохода [2]. Данную тенденцию доказывает классический график зависимости доходов людей от их образования, публикуемый во многих зарубежных изданиях по экономике (рис.).
Эмпирические исследования зарубежных учёных показали, что:
— Люди с более высоким уровнем образования имеют более высокий доход.
— В начале трудовой жизни заработки растут наиболее быстро.
— С ростом трудового стажа увеличиваются различия в уровне дохода по уровню образования.
Устойчивую зависимость между уровнем образования и доходом, получаемым в течение всей жизни, доказывает и статистика. Данная тенденция сохраняется на протяжении долгих лет, как и за рубежом, так и в нашей стране. В табл. 2 приведено сравнение издержек на образование и доходов в будущей трудовой деятельности на примере США в 1960-1990 гг. На основе данных табл. 2 можно сделать вывод, что у людей с более высоким уровнем образования уровень заработной платы выше.
Принимая решения об инвестициях в образование, человек сравнивает издержки на получение образование с ожидаемыми доходами. При этом на решение человека продолжить образование могут повлиять и немонетарные факторы: жажда знаний, честолюбие, стремление к самоутверждению и т. п. [10,222] Однако в соответствии с базовыми моделями теории человеческого капитала инвестиции в образование целесообразны, если поток будущих доходов не меньше совокупных затрат на образование (С) (или норма доходности инвестиций в образование не менее рыночной ставки процента) [14,13].
» iуиь_1Ц-ийг 1 1 щ — щ
¿•а-it) Lt fl-ti^Jr: it
Средние издержки на обучение и доходы работников с различным уровнем образования в США (тыс. долл., текущие цены)*
Уровень образования Издержки на образование Заработки в течение трудовой жизни
1960 г. 1983 г. 1990 г. 1960 г. 1983 г. 1990 г.
Начальное 3.2 19.8 30.0 168.8 384.0 756.0
Неполное среднее (9-11 лет) 4.8 29.9 45.0 193.1 384.0 836.0
Среднее (12 лет) 5.6 36.0 59.4 224.1 548.0 1084.0
Незаконченное высшее (13-15 лет) 9.6 55.2 81.8 273.0 618.0 1260.0
Высшее (16 лет и более) 15.1 74.3 107.0 360.0 805.0 1720.0
Разрыв в издержках и в доходах между крайними группами:
абсолютный 11.9 54.5 77.0 191.8 421.0 964.0
относительный 4.7 3.7 3.6 2.1 2.1 2.3
*Источник: Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. — М.: Аспект Пресс, 1995 [11, 191].
где R > С, где W1 > W0 — рост уровня доходов в результате повышения уровня образования; it — рыночная ставка в год.
Допустим, что затраты на получение каждого следующей степени образования (магистратура после бакалавриата, аспирантура после магистратуры) составляют , а затраты более низкого уровня (получение степени бакалавра) -; . Тогда:
а) Условием невыгодности продолжения обучения по программам магистратуры и аспиран-
туры будет превышение затрат на обучение в течение 1 лет над будущими доходами:
б) Условием выгодности получения образования более низкого уровня (получение степени
бакалавра) будет превышение будущих доходов над затратами на обучение в течение • лет:
£7^ >14^-14^ > ¿Та С0 (3)
Это неравенство объясняет тенденцию более высокой оплаты труда работников с более высоким уровнем образования, сложившуюся в странах с развитой рыночной экономикой.
По данным Американского фонда исследований занятости, в первую десятку наиболее высокооплачиваемых профессий в США входят: терапевт/ хирург —147 тыс. долл. в год; пилот коммерческих авиакомпаний — 133, 5 тыс. долл.; топ-менеджер —116 тыс. долл.; дантист — 90 тыс. долл. в год; фармацевт — 85 тыс. долл. в год; аналитик/ менеджер в сфере финансов — 84 тыс. долл. в год. Все эти профессии требуют длительного обучения, иногда занимающего до 10 лет [10,222]. Коэффициент окупаемости частных вложений в обучение (частная норма отдачи образования) для получения степени бакалавра составляет от 11,9 до 13,4%, для одногодичного последипломного уровня — 8%, для магистра — 7,2% и для доктора философии — 6,6 % [4,254]. Приведённые данные доказывают, что затраты на обучение, т. е. инвестиции в рост собственного человеческого капитала позволяет рассчитывать на более высокий трудовой доход в будущем и меньший риск безработицы.
В табл. 3 приведены данные статистических исследований НИУ ВШЭ в России в 2005-2013 гг. В табл. сравнивается средняя заработная плата по уровню образования и полу. Согласно статистике, в нашей стране люди с более высоким уровнем образования также имеют более высокий уровень дохода.
Средняя заработная плата работников по уровню образования и полу, руб.*
Категория Всего Образование
Высшее Среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена Среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих Среднее общее Основное общее Не имеют основного общего образования
Все работники 8694 11383 7722 8123 7726 6418 5772
Все работники 22717 29927 18901 19746 18538 15970 14545
Все работники 28702 38233 23869 23926 22886 21622 19850
*Источник: Индикаторы образования : 2016: Стат. сборник. — М., 2016; Гохбер, Л.М., Забатурина, И.Ю., Ковалёва, Н.В. — М. : НИУ ВШЭ, 2016 [6].
На государственном уровне последнее исследование о дифференциации заработной платы работников в зависимости от уровня образования проводились последний раз в 2011 г. Федеральной службой статистики [19]. Приведённые статистические данные доказывают прямую зависимость трудового дохода от уровня образования. Однако следует отметить, что приоритетным является исследование зависимости заработной платы от категории персонала. Безусловно, принадлежность к категории персонала подразумевает профессионально-квалификационный уровень образования, но не является прямым доказательством уровня образования.
Существует и противоположные точки зрения. Проведённые исследования российскими исследователями позволяют привести основания того, что в России полученные доходы наемных работников не зависят от уровня образования [20].
Человеческий капитал создается с помощью инвестирования. Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, которые отличают их от других видов инвестиционных затрат [4].
1. Затраты на образования являются вложениями в человеческий капитал только в том случае, если накопленные знания и навыки смогут приносить доход в будущем.
2. Существует верхняя граница роста дохода от повышения уровня образования. Более высокая ступень образования, связанная с дальнейшим обучением человека (магистратура, аспирантура, докторантура), даёт всё меньшее приращение дохода: растут альтернативные и прямые затраты на обучение. При этом на решения человека о продолжении образования, несмотря на небольшой прирост дохода, могут влиять такие факторы, как интерес к учебе, возможность заниматься научной деятельностью, честолюбие и т. д.
З.Отдача от инвестиций в человеческий капитал зависит от продолжительности трудовой жизни.
4. Человеческий капитал способен не только накапливаться, но и подвержен физическому и моральному износу.
5. Человеческий капитал передается другому индивидууму без уменьшения (и даже с ростом) собственного человеческого капитала.
Помимо образования уровень развития человеческого капитала страны определяет и уровень безработицы в зависимости от уровня образования. Доля безработных среди людей с высшим образованием в 2014 г. была ниже по сравнению с долей безработных среди людей без образования и с основным общим образованием (табл. 4).
Застойная безработица по уровню образования и полу, 2014 г. (удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, в общей численности безработных соответствующего уровня образования, %)*
Категория Безработные в возрасте 15-72 лет Безработные в возрасте 25-34 лет
Всего Мужчины Женщины Всего Мужчины Женщины
Всего 28,1 27,8 28,4 28,3 28,0 28,6
Высшее 23,0 24,2 22,0 25,5 25,9 25,2
Среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена 28,1 26,6 29,4 27,2 26,1 28,2
Среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 29,6 28,8 30,9 26,7 26,0 27,8
Среднее общее 29,0 28,2 30,2 29,7 28,9 30,7
Основное общее 30,6 31,0 29,0 33,6 33,0 34,9
Не имеют основного общего образования 35,2 36,7 31,4 46,5
*Источник: Индикаторы образования : 2016 : Стат. сборник. — М., 2016; Гохбер, Л.М., Забатурина, И.Ю., Ковалёва, Н.В..—М. :НИУВШЭ, 2016 [6].
Официальные статистические данные США подтверждают закономерность зависимости уровня образования и безработицы. В 2015 г. в США уровень безработицы работников с неполным средним образованием был зафиксирован на уровне 8%, а работников с самым высоким уровнем образования в американской системе квалификаций, уровень доктора — 1,7% [18]. Российская и американская практика свидетельствует о том, что работники с более высоким образованием менее склонны потерять работу.
Как упоминалось выше, в теории выделяются несколько элементов человеческого капитала: капитал образования, трудовой капитал, капитал здоровья и социально-культурный капитал. В настоящее время Россия занимает 26 место в рейтинге стран по развитию ЧК. Сильной стороной российского человеческого капитала является доступность образования, при этом по показателям развития других составляющих человеческого капитала Россия сильно отстает от развитых стран. Социально значимыми болевыми точками человеческого капитала в России являются: уровень качества жизни, качество медицинского обслуживания, продолжительность жизни населения, уровень безработицы, качество системы образования, возможность профессионального развития. Эти данные показывают наличие социальных проблем в России.
Для сохранения нынешнего уровня человеческого капитала и приумножения его в будущем, а также для решения социальных проблем в России необходима разработка государственной программы, направленной на укрепление составляющих человеческого капитала. Разработка подобной программы может основываться на международной практике. Например, в ряде зарубежных стран, а именно: Норвегии, Великобритании, Сингапуре, Австрии государства отказались от частного сектора в сфере медицинский услуг. Норвегия в 2001 г. выкупила последнюю частную клинику и на всю страну объявила: наконец-то покончено с частной медициной, государство берет на себя ответственность за здоровье нации [9].
Вышеизложенные взаимосвязи доказывают, что образование является одним из инструментов построения системы наращивания человеческого капитала в обществе. Именно уровень человеческого капитала, его доля в общей структуре национального богатства являются индикаторами развития общества. Именно ценность образования и уверенность населения в его влиянии на уровень доходов в будущем позволяют создать основу инвестированию в образование. Но для функционирования данного механизма необходимо обеспечить на практике высокую отдачу от инвестиций в образование в России.
Вывод. Уровень образования работника является не только гарантией трудовых доходов, но и гарантией социальной мобильности, позволяя минимизировать риск безработицы. В современных условиях, когда высшее образование становится коммерческим в большей мере, чем раньше, необходимо повысить коэффициент окупаемости частных вложений в обучение, что позволит повысить мотивационную роль работников, а, как, следствие, уровень человеческого капитала в России.
1. Генкин, Б. М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях : учебник для вузов. — М. : Норма — ИНФРА-М, 1998.
2. Григорьева, Т. О. Бизнес-образование как фактор развития управленческого потенциала промышленного предприятия : автореферат дис. . канд. экон. наук. — М., 2001.
3. Добрынин, А. И., Дятлов, С. А., Цыренова, Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике : формирование, оценка, эффективность использования. — СПб. : Наука, 1999.
4. Добрынин, А. И., Дятлов, С. А., Цыренова, Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике : формирование, оценка, эффективность использования. — СПб. : Наука, 1999. С. 254.
5. Драгончук, Л. С. Образование и развитие человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики. 2011. № 1.
6. Индикаторы образования : 2016 : стат. сборник.— М., 2016 /Л.М. Гохбер, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева ; НИУ «Высшая школа экономики». —М. : НИУ ВШЭ, 2016.
7. Отчет о человеческом капитале 2015 Всемирного экономического форума.
8. Колосницина, М. Г. Экономика труда. — М. : Магистр, 1998.
9. Литературная газета. 2007. 18-24 июля.
10. Мазин, А. Л. Экономика труда. — М. : «Юнити», 2016.
11. Марцинкевич, В. И. Соболева, И. В. Экономика человека. — М. : Аспект Пресс, 1995.С. 191.
12. Новая постиндустриальная волна на Западе : антология ; под. ред. В.Л. Иноземцева. — М. : Academia, 1999.С. 129.
13. Нуреев, Р. М. Экономика развития : модели становления рыночной экономики : учебник. — М. : Норма, 2008.С. 219.
14. Шуляковский, Б. О. Социально-экономическая эффективность послевузовского профессионального образования высшей школы : автореферат дис. . канд. экон. наук. — СПб., 2002. С. 13.
15. Хейне, П. Экономический образ мышления ; пер. с англ. — М. : «Дело», 1992.
16. Human Capital Report, 2015. — URL : http://reports.weforum.org/human-capital-report-2015/the-human-capital-index/.
17. Shultz, T. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960. Vol. 68. No. 6. P. 571-583.
18. Bureau of Labor Statistic. Earnings and unemployment rates by educational attainment, 2015. — URL : www.bls.gov.
19. Статистический бюллетень. 2012. № 06 (187). — URL : www.gks.ru.
20. Чистяков, Ю. Р., Гартман, И. А., Забродоцкая, О. А. Связь уровней образования и дохода : причины и последствия несоответствия // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 1(09),. — URL : www.sisp.nkras.ru.
1. Genkin, B. M. the Organization, regulation and wages in industrial enterprises : the Textbook for high schools. — M. : Norma — INFRA-M, 1998.
2. Grigorieva, T. O. Business education as a factor in the development of management potential of industrial enterprises : author’s abstract on competition Phd of Economics. — Moscow, 2001.
3. Dobrynin, A. I., Dyatlov, S. A., Tsyrenova, E. D. Human capital in transitive economy: formation, assessment, efficiency. — SPb. : Science, 1999.
4. Dobrynin, A. I., Dyatlov, S. A., Tsyrenova, E. D. Human capital in transitive economy: formation, assessment, efficiency. — SPb. : Science, 1999. P. 254.
5. Dragonchuk, L. C. Education and human capital development in Russia // Problems of modern economics. 2011. No.1.
6. Indicators of education : 2016 : Statistical Yearbook. — Moscow, 2016 / L. M. Gohberg, I. Yu. Zabaturina, N. In. Kovalev ; Higher school of Economics. — M. : HSE, 2016.
7. Report on human capital 2015 at the world economic forum.
8. Kolosnitsyna, M. G. labor Economics. — M. : Magistr, 1998.
9. Literaturnaya Gazeta. 2007. from 18-24 July.
10. Mazin, A. L. labor Economics. — M. : Unity, 2016.
11. Martsinkevich, V., Soboleva, I. V. I. Economy of the person. — M. : Aspect Press, 1995. P. 191.
12. The new Postindustrial wave in the West: the Anthology ; under. ed. by V. L. Inozemtsev. — M. : Academia, 1999. P. 129.
13. Nureev, R. M. Development Economics : models of establishing market economy : textbook. — M. : Norma, 2008. P. 219.
14. Shulyakovsky, B. O. Social-economic efficiency of postgraduate professional education of higher school: author’s abstract on competition Phd. of Economics. — St. Petersburg, 2002. P. 13.
15. Heine, P. Economic way of thinking; per. from English. — M. : «Business», 1992.
16. Human Capital Report, 2015. — URL : http://reports.weforum.org/human-capital-report-2015/the-human-capital-index/.
17. Shultz, T. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960. Vol. 68. No. 6. P. 571— 583.
Источник https://infourok.ru/doklad-neprerivnoe-obrazovanie-kak-paradigma-obuchenie-v-techenie-vsey-zhizni-investicii-v-chelovecheskiy-kapital-1875030.html
Источник https://moluch.ru/archive/66/11040/
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-i-investitsii-v-obrazovanie