Инвестиции в российские госкомпании – преимущества и недостатки для частного инвестора

 

Содержание

Инвестирование в компании с госучастием в России

Пожалуй, самые яростные и непримиримые споры на различных инвестиционных форумах ведутся вокруг эффективности бизнеса компаний с государственным участием. Стоит ли миноритарному акционеру инвестировать в бизнес, где основной мажоритарий — государство? Существует два противоположных мнения по этому поводу, и каждая из сторон приводит свои весомые аргументы. В этой статье я постараюсь разобрать наиболее распространённые доводы за и против и дам своё оценочное суждения относительно каждого пункта.

Управление

Пожалуй, самая большая претензия к госкомпаниям — это неэффективное управление и слабые топ-менеджеры, которых назначают из соображений близости и лояльности к власти, а не за профессиональные заслуги, навыки и опыт.

Отрицать тесную связь управленцев с действующей властью сложно — достаточно лишь в самых общих чертах проанализировать биографии тех, кто стоит у управления госкомпаниями:

    Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер — работал вместе с Владимиром Путиным в комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.

Список можно продолжать, практически все гендиректора госкомпаний так или иначе связаны с современной политической элитой нашей страны или сами пришли в бизнес из политики.

Но само по себе это, с одной стороны, достаточно логично (мажоритарный акционер вправе требовать, чтобы его компанией руководили лояльные ему менеджеры), а с другой — совсем не означает, что связь с властью автоматически делает человека плохим управленцем, неспособным успешно руководить бизнесом. Лично я считаю, что инвестору очень опасно мыслить шаблонами и крайностями. Сам я придерживаюсь в этом вопросе осторожной позиции и стараюсь наблюдать, как человек руководит компанией, какие решения принимает и как это отражается на денежном потоке и акционерном капитале компании. Информационный шум часто демонизирует того или иного руководителя и его поступки, но достаточно заглянуть в отчётности, чтобы увидеть, что компания зарабатывает под его руководством прибыль для своих акционеров и наращивает активы. Верным может быть и обратное.

Бытует такое мнение, что госкомпании медлительны, архаичны и неспособны быстро перестраиваться к тем вызовам, которые диктует прогресс. Тем не менее в последние годы можно наблюдать заметные движения ряда госкомпаний в сторону новой, цифровой экономики. Самым ярким примером, пожалуй, является «Сбербанк», который из неповоротливого, консервативного банка, хранящего отпечатки советской эпохи, неожиданно превращается в одну из самых крупных в стране IT-компаний, уверенно идя при этом к намеченной цели — заработать триллион чистой прибыли к 2020 году. Это показывает, что инвестору не стоит мыслить шаблонно и подходить к разным корпорациям с одним лекалом. Иногда даже толстого и старого слона можно научить грациозно танцевать в посудной лавке.

Нецелевые и (или) неэффективные расходы

Тоже очень частая претензия к госкомпаниям и, надо признать, небезосновательная.

Деньги могут тратиться:

    На проекты, вовсе не связанные с бизнесом компании (можно назвать их социальными или благотворительными). Например, спонсорская поддержка отечественной спортивной команды.

Тут, в общем-то, моя позиция схожа с выводами для первого пункта: инвестору стоит игнорировать информационный шум и всё считать и сравнивать самостоятельно . Следует оценить, как сильно подобные расходы влияют на деятельность компании, какой процент они занимают от выручки/прибыли (тысячная доля процента или десятки процентов — разница колоссальная, но в СМИ уровень шума будет примерно одинаковым). Кроме того, для компании, кроме материальной выгоды, существует ещё и то, что принято называть гудвиллом. Этот параметр бывает сложно оценить и посчитать, но игнорировать его важность я бы не стал.

Дивидендные выплаты

Думаю, все мы инвестируем с определённой целью — приумножить свои вложения и перераспределить хотя бы часть денежных потоков от действующих бизнесов в свою сторону. И дивиденды являются чуть ли не единственным способом для миноритария получить живые деньги на счёт без необходимости продавать свои акции.

Для инвестора, ценящего стабильный и ощутимый денежный поток, инвестиции в госкомпании могут стать хорошим решением по следующим причинам:

    У большинства госкомпаний существует понятная, утвержденная дивидендная политика, которая позволяет с высокой точностью прогнозировать миноритарию дивиденды за прошедший период. Чаще всего это фиксированный процент от прибыли или денежного потока компании.

Для миноритарного акционера ценным может быть то, что высокие дивидендные выплаты и в будущем, скорее всего, будут приходиться на наиболее тяжёлые для страны периоды финансовой нестабильности, когда государству будут остро требоваться средства в бюджет. Получать денежный поток в кризисные периоды — значит иметь дополнительную финансовую защиту и обладать возможностью покупать активы, если на фондовом рынке вдруг вновь начнётся распродажа.

Конкуренция

Сложно отрицать, что государство в нашей стране на сегодняшний день является, пожалуй, самым сильным и агрессивным игроком в бизнес-среде. Компании с государственным участием в последние несколько лет активно отжирают доли рынков, на которых работают, и имеют монопольное положение или близки к этому статусу. Они обладают конкурентным преимуществом, поскольку могут лоббировать свои интересы на законодательном уровне и получать самые «вкусные» государственные заказы.

Несмотря на все разговоры о приватизации, на деле мы можем наблюдать скорее обратный тренд национализации и консолидации активов.

Я крайне осторожно отношусь к вложениям в частные компании, которые особенно тесно конкурируют в данный момент с государственными.

Почти после каждого громкого банкротства мы могли наблюдать, как госкомпания, занятая в этой отрасли, захватывала долю рынка неудачливого конкурента. Достаточно посмотреть, как изменилась доля на рынке «Аэрофлота» и его дочерних компаний после банкротства «Трансаэро». Нечто подобное можно наблюдать и в банковском секторе, где активная санация частных банков сопровождается столь же активным ростом доли государственных компаний в банковской отрасли.

Миноритарию стоит всегда держать в голове, что практически любая частная компания в России может в один момент оказаться под угрозой исчезновения, даже если она имеет устойчивый бизнес. Тем, кто инвестировал в «ЮКОС» в 2003 году, было бесполезно анализировать финансовые показатели компании и искать риски в отчётностях — «чёрный лебедь», который уничтожил компанию, не был связан с ошибками операционной деятельности.

Злая ирония заключается в том, что наличие государства среди собственников вполне неплохо защищает от подобных небизнесовых рисков. И, более того, даёт уверенность, что компанию будут пытаться спасти до последнего даже при самом неблагоприятном развитии событий. Очень показателен здесь пример «АвтоВАЗа», который остаётся на плаву даже после пяти убыточных лет подряд, в том числе благодаря беспрецедентной поддержке со стороны государства.

Санкции

Мы живем в такое время, когда санкции — это привычная реальность, и их риск уже в достаточной степени реализовался для нашей страны. Безусловно, именно госкомпании первыми оказываются под прицелом западных ограничений, хотя, как показывает практика, любой крупный частный бизнес может попасть под санкции — достаточно лишь подозрений в связях с действующей властью. А найти эту связь проще простого — политика и экономика у нас очень тесно интегрированы друг в друга.

Санкции действительно сильно мешают, ограничивают доступ к капиталу и рынку. Например, «Сбербанк» недавно был вынужден продать свой бизнес в Турции и уйти из региона в том числе, потому что не мог на равных конкурировать с компаниями, не имеющими санкционных ограничений.

Читать статью  Куда вложить деньги в 2022 году: 10 рабочих вариантов инвестирования

И тем не менее большинство компаний уже адаптировались к работе в новых условиях и успешно ведут дела в том числе на западных рынках.

Но риск ужесточения санкций, безусловно, является одним из самых серьёзных для бизнеса госкомпаний.

Подводя итоги

Лично я не делю мир на чёрное и белое, и наличие государства среди акционеров компании не является для меня причиной игнорировать компанию или поводом приобрести её акции. Анализируя госкорпорации, я пришёл к заключению, что все они очень разные, каждая по-своему уникальна, и иногда очень сложно обнаружить общие черты в их работе. Вложения в них могут оказаться отличным решением или большой ошибкой, поэтому инвестору следует провести тщательный финансовый анализ каждой конкретной компании, проигнорировав любой информационный шум, и составить собственное мнение на основании фактов.

Национальные инвестиционные платформы способны привлечь в экономику страны триллионы рублей

С 1 января 2020 года в Российский Федерации вступил в силу Федеральный закон от 2 августа 2019 года N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В народе он получил название «закона о краудфандинге».

 Ассоциация инновационного и венчурного финансирования проектов

Краудфандинг, или «народное финансирование» (от английских слов сrowd — «толпа» и funding — «финансирование»), на практике существует в нашей стране уже не первый год. Так называют привлечение средств для реализации проектов или развития бизнеса с помощью интернет-площадки в роли инвестплатформы. С помощью краудфандинга, например, собирают средства на создание памятников, выпуск кинофильмов или дисков, на помощь пострадавшим от стихийных бедствий и другие благотворительные проекты и т.д.

Но возможности этого инструмента гораздо шире, в мире он используется как один из перспективных способов инвестирования бизнеса разного рода, поэтому его масштабы быстро растут. Развивается он и в нашей стране. Если в 2016 году этот рынок составил 6,2 миллиарда рублей, то в 2017-м он уже достиг 11,2 миллиарда рублей. За 2018 год, по оценкам Центробанка РФ, объем рынка краудфандинга увеличился еще на 34 процента, превысив 15,2 миллиарда рублей. Согласно прогнозу ЦБ РФ, через пять лет объем сделок на рынке краудфандинга вырастет до триллиона рублей в год.

До сих пор эта деятельность законом не регулировалась, что, конечно, было препятствием для более широкого использования краудфандинга в целях инвестирования. Теперь эти возможности появились. Согласно закону, движение безналичных денежных средств в виде инвестиций происходит в рамках специальных инвестиционных платформ в Интернете на основе соответствующих договоров. Привлекать инвестиции могут организации или индивидуальные предприниматели, которым организатор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций. Инвесторами могут быть как юридические, так и физические лица, которым оказывается соответствующее содействие. Инвестирование может осуществляться тремя способами: предоставление займов, приобретение ценных бумаг или утилитарных цифровых прав.

Внедрение цифровых технологий во все сферы жизни обуславливает рост популярности платформенных бизнес-решений. Эта тенденция охватила и финансовую отрасль. В последние 5 лет и здесь быстро растет интерес к различным крауд-способам привлечения денег. Это может быть краудинвестинг — привлечение средств микроинвесторов в стартапы и предприятия малого бизнеса. Или краудфандинг — продажа малых долей предприятия широкому кругу людей. Популярны также такие формы, как краудфакторинг — финансирование микроинвесторами договоров с отсрочкой платежа и лендинг — финансирование компании в виде «займа от народа». И все эти действия реализуются через инвестиционные платформы. Эксперты утверждают, что рост их популярности в России гарантирован на несколько ближайших лет.

Инвестиционные платформы быстро развиваются в силу объективных экономических причин. Во-первых, регулярное повторение финансовых кризисов, как в конкретной стране, так и глобальных масштабах, приводит к тому, что люди опасаются хранить свои сбережения в банках. Население теряет доверие к банковской системе в целом. Так, по некоторым данным, на руках у граждан России сейчас скопилось около 15 триллионов рублей, которые можно было бы привлечь в экономику страны. Во-вторых, во всем мире непрерывно снижаются процентные ставки по депозитам, в некоторых случаях даже до минусовых показателей. В итоге доходность депозитов падает, и люди либо более активно тратят свои деньги, либо ищут новые инструменты для их сохранения и преумножения. Многие в результате приходят к инвестиционным платформам и используют их как способ обеспечить достаточную доходность собственных средств, инвестируя их в уставной капитал интересующих их фирм, выдавая ссуды физическим лицам и организациям. Это стимулирует реальный сектор экономики, помогает развитию стартапов, реализации различных проектов. Причем инвестор может принимать участие в отборе перспективных проектов, в которые он намерен вложить свои средства, получает полную информацию о сборе денег и их вложении, а затем — дивиденды с полученной прибыли.

Еще одной причиной развития этого инструмента стали жесткие условия кредитования юридических лиц. Получение займа в коммерческом банке для многих компаний превращается в нереальную задачу. Выходом становится обращение на инвестиционную площадку, где можно получить требующиеся средства у частных инвесторов.

В таком финансовом институте нуждаются и сами банковские учреждения. Он позволяет им наращивать свой кредитный портфель. Причем банки получают две возможности: либо создавать собственную платформу, либо использовать существующие для выдачи ссуд предприятиям, не отвечающим строгим требованиям Центробанка России.

Сегодня в России действует уже около полусотни инвестиционных платформ. Одна из наиболее опытных — Национальная инвестиционная платформа, чей опыт в краудфинансировании составляет более двух лет. Председателем экспертного совета проекта является председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, кандидат экономических и кандидат юридических наук Владимир Гамза, а председателем совета директоров — директор Центра компетенций цифровой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова Сергей Безделов. Оба они обладают большим опытом в «цифровом мире». Владимир Гамза является известным специалистом в области финансов. Кроме того, на «Национальной инвестиционной платформе» можно привлекать и возможности ТПП РФ, обеспечивая масштабирование процесса краудфандинга. Центр компетенций цифровой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова, возглавляемый Сергеем Безделовым, проводит программы по повышению уровня цифровой грамотности населения. Так, в ноябре 2019 года, в рамках национального проекта «Цифровая экономика» он реализовал программу дополнительного образования «Управление, основанное на данных (Chief Data Officer)». Опыт этих специалистов и их команды необходим тем, кто задумывается об использовании такого перспективного инструмента финансирования, как инвестплатформа.

Государственные инвестиции — что это, виды и формы, особенности

Фото статьи

Инвестиции

Что это такое и зачем они нужны

Часть денежных, материальных и иных активов государства, составляющих его бюджет, и образуют государственные инвестиции. Сюда направляются также различные средства, принадлежащие другим внутренним источникам.

Такие денежные вливания помогают предприятиям держаться на плаву, развивают и поддерживают экономическую мощь страны, решают социальные проблемы.

Страны – самые крупные корпорации с огромными финансовыми активами, которые образованы заемным и бюджетным капиталом, средствами внебюджетных фондов. Вложение этих денег во внутреннюю и внешнюю экономику и называют государственной инвестиционной деятельностью.

Государственные инвестиции - что это, виды и формы, особенности

На чем основана государственная инвестиционная политика

Государственные инвестиции финансируются взимаемыми налогами и чистой прибылью, что получают национальные компании и предприятия. Для их привлечения правительство разрабатывает целевые программы и проекты, дающие возможность получить грант на осуществление какой-либо деятельности.

Сферы государственных вложений

Инвестиции государства — необходимая мера, особенно в моменты упадка и финансовой нестабильности.

Бюджетные вложения нужны для развития всех сфер жизнедеятельности страны, в независимости имеют ли они коммерческий интерес или нет.

Основными характеристиками государства являются безопасность жизни её граждан, развитость социальной сферы и экономическое благополучие.

Соответственно наиболее значимые сферы государственных инвестиций:

  1. защита окружающей среды
  2. развитие научного потенциала страны (развитие образования для воспитания квалифицированных специалистов, повышение квалификации уже действующих работников, создание научных центров для разработки новых технологий и т.п.)
  3. создание благополучной социальной и культурной среды для граждан
  4. поддержание на должном уровне обороноспособности государства и безопасности её жителей
  5. обеспечение достаточных уровней строительства жилого фонда и инфраструктурных проектов.
Читать статью  ВТБ Мои Инвестиции: как пользоваться, обзор приложения |

Государственное инвестирование — это, в сущности, расходы государства на создание и поддержание экономической мощи страны. Это могут быть:

  • капвложения в объекты недвижимости, земельные участки, нематериальные активы.
  • кредиты частным лицам, организациям и государственным структурам на реализацию и развитие частных проектов.
  • инвестиции в ценные бумаги, паи и доли в различных фондах.
  • трансферты ведомствам и министерствам на реализацию государственных проектов.

Любая инвестиционная деятельность, даже государственная, должна подчиняться какому-либо плану. Это означает, что должна быть разработана грамотная инвестиционная политика.

Политика государственных инвестиций обязана включать в себя меры по улучшению инвестиционного климата, повышению инвестиционной привлекательности, увеличению инвестиционной активности и стимулированию эффективности осуществляемых внутри страны вложений.

Характерные особенности и признаки

Отличительные черты государственных инвестиций: это крупные объемы вложений, необходимые для запуска утвержденного проекта. ГИ имеют определенную цикличность.

Как правило, это открытые системы, реализуемые заказчиками/застройщиками и другими контрагентами (проектировщиками, подрядчиками, банками, поставщиками материалов и т.д.). Активы привлекаются в реальный сектор экономики и размещаются под конкретные цели.

Государственные инвестиции — куда они идут

Для начала стоит разобраться, куда уходят деньги от государственных инвестиций. Нужно понимать, что любой желающий не может получить деньги, только потому, что он захотел этого. Государство в первую очередь инвестирует в социально значимые отрасли. Если вы придете к чиновнику с проектом, который в данный момент к такой не относится, то вам откажут. Показательным является тот факт, что на коммерческую составляющую обращают внимание в самую последнюю очередь. Давайте теперь взглянем на то, какие же отрасли считаются значимыми на данный момент в России:

  • Малый бизнес. Одним из главных приоритетов, поставленных государством, является развитие точечного бизнеса и небольших компаний. По мнению руководителей страны это позволит сформировать так называемые средний класс, а также увеличит поступление налоговых отчислений.
  • Сельское хозяйство. Ни для кого не является секретом, тот факт, что деревни постепенно умирают, в первую очередь из-за недостатка финансов. Государственные инвестиции призваны решить эту проблему. Развитие сельского хозяйства также является одним из главных приоритетов экономической политики страны.
  • Экология. Различные экологически программы появились относительно недавно и проекты пока финансируются слабо. Как правило, речь идет о модернизации крупных промышленных предприятий в целях уменьшения выброса вредных веществ в окружающую среду.
  • Проекты, направленные на улучшение качества жизни социально незащищенных слоев населения. В первую очередь это инвалиды и дети сироты.

Это направления, которые актуальны по все стране, но не стоит забывать, что на региональном и местном уровне также можно получить финансирование за счет государственных инвестиций.

Если рассматривать направления для индивидуальных вложений, то стоит отдать предпочтение надежности и стабильности. Эти качества сочетает в себе недвижимость, а именно зарубежная. Сейчас есть масса привлекательных квартир или домов, по невысоким ценам, но с завидной инвестиционной привлекательностью. Для примера рекомендуем ознакомиться с материалом «КУПИТЬ НЕДВИЖИМОСТЬ В ТАИЛАНДЕ». Кстати, говоря о Тайланде, можно ответить, что эту страну можно рассматривать для постоянного проживания, конечно она имеет свои особенности, но где их нет. О тайнах и реальностях этой страны расскажет материал «ПЕРЕЕЗД В ТАИЛАНД НА ПМЖ – СПОСОБЫ ПРОЖИВАНИЯ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»

Виды и формы гос инвестиций

Формами государственных инвестиций выступают:

  • льготные инвестиционные кредиты
  • налоговые послабления и льготы
  • прямые капиталовложения из бюджета
  • инвестиции от государственных компаний и учреждений разных форм и уровней (министерства, внебюджетные фонды и т.д.)

Государственные инвестиции - что это, виды и формы, особенности

Государственные вложения в России

Сегодня в России несбалансированная экономика. Львиная доля всех доходов государственного бюджета это прибыль от продажи энергетических ресурсов и сырья.

Такая структура экономики требует оздоровления.

Помимо энергетического и сырьевого сектора необходимо развивать и другие. Выход из сложившейся ситуации будет повышение общей инвестиционной привлекательности России и улучшение её инвестиционного климата.

Развитие ведущих отраслей экономики требует средств. Государству в срочном порядке необходимо разработать меры по привлечению частного капитала в экономику путем создания преференций и льгот для инвесторов.

На сегодняшний день государственные инвестиции в России это финансирование оборонного комплекса, решение социальных обязательств перед гражданами, поддержание зарплат «бюджетников» на должном уровне. Слепого инвестирования в развивающиеся сектора экономики не хватает.

Развитие прямых государственных инвестиций в России поручено «Фонду прямых инвестиций» с чем он с переменным успехом справляется.

Главная проблема это ограничение в части участия как минимум одного иностранного инвестора в проекте. Другими словами, фонд не способен инвестировать в привлекательный инвестиционный проект, если иностранный капитал в его реализации не участвует.

Бюджетных инвестиций в России катастрофически не хватает, хотя источников формирования предостаточно. Правительство нашей страны неохотно вкладывает средства в экономику, если рассматривать ситуацию в целом.

Чтобы это изменить и поток бюджетных вложений хлынул в нашу экономику, руководству страны необходимо выработать приоритетные направления развития и следовать им используя все доступные инструменты для привлечения капитала.

Объекты бюджетного инвестирования

Главными объектами бюджетных инвестиций являются государственные (муниципальные) унитарные предприятия, автономные и бюджетные учреждения. На них государство размещает инвестиции в форме государственного заказа.

Объект государственных инвестиций принадлежит государству, поэтому инвестиции увеличивают капитал этих объектов, чаще всего, путем увеличения их уставного фонда. Эти инвестиции осуществляются по статье «Бюджетные инвестиции». В конечном итоге, государство сохраняет за собой право собственности на инвестируемый капитал и фиксирует прирост государственных активов в бюджете.

Субсидии в виде инвестиций законодательно не относятся к «чистым» инвестициям и рассматриваются лишь как форма государственной поддержки инвестиционной деятельности объектов, коими являются государственные предприятия и учреждения.

Государственные инвестиции предлагаются и негосударственным инвестиционным объектам. Такое инвестирование, по статье «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам», получило распространение в связи с появлением государственно-частного партнерства. В случае инвестирования в такие объекты, бюджетные инвестиции становятся частью уставного капитала нового предприятия. Это означает, что государство приобретает права управления созданным предприятием, и приобретает право получения доходов от его деятельности. Управление таким предприятием может быть передано государством одной из государственных структур низшего уровня, регионального или муниципального.

Как получить государственные инвестиции — пошаговая инструкция

Теперь давайте поговорим об одном очень важном факторе — получении государственных инвестиций малому бизнесу. У любого начинающего предпринимателя есть два варианта их получения:

  1. Получение субсидий от государства на открытие собственного бизнеса. Подобным у нас в стране занимаются центры занятости. В зависимости от региона сумма колеблется от 50000 до 90000 рублей.
  2. Получения гранта на развитие собственной компании. Сумма этих инвестиций составляет уже до 300000 рублей. Занимается этим вопросом министерство экономического развития.

Разумеется второй вариант наиболее выгодный для предпринимателя. Именно поэтому далее мы рассмотрим его более детально.

Этап первый — изучение нормативов

Программа является федеральной и действует по всей стране, но с поправкой на регионы. По этой же причине реализация поручена региональным органам. И в деталях программа одного региона скорее всего будет отличаться от программы своего соседа.

Обязательно изучите какие виды предпринимательской деятельности деятельности попадают в данную программу до регистрации юридического лица. В противном случае вы просто не сможете участвовать в конкурсе. Как правило допускаются следующие виды деятельности:

  • строительство;
  • сельское хозяйство;
  • социальные и коммунальные услуги;
  • обрабатывающие производства.

Чаще всего список дополняется еще несколькими пунктами, но он постоянно изменяется в каждом регионе. Поэтому изучение действующих нормативов — обязательно.

Этап второй — сбор и подача документов

Следующим этапом является подача документов в министерство экономического развития. Тут необходимо учитывать один очень важный фактор — многие документы действительно весьма ограниченное количество времени. Поэтому их необходимо собирать в самые кратчайшие сроки.

Что нужно собрать:

  • В первую очередь свидетельство о регистрации юридического лица. Лучше всего оформить ИП, так как это упростит вопрос с получением дальнейших документов. Плюс далеко не во всех регионах к конкурсу допускаются ООО.
  • Удостоверение личности и индивидуальный номер налогоплательщика. С этим проблем быть не должно, если последнего по каким-либо причинам нет, то необходимо обратиться в налоговую службу для его получения.
  • Выписка из ЕГРЮЛ. Стоит отметить, что она действительна в течение 30 дней.
  • Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженностей. Этот документ действует всего 10 дней.
  • Справка из пенсионного фонда об отсутствии задолженностей. Этот документ рекомендуется брать в день подачи заявки.
  • Бизнес-план. Более подробно о том, что это такое и как должно выглядеть мы поговорим чуть позже.
  • Банковские реквизиты. Деньги то нужно куда-то перечислять.
Читать статью  Как рассчитать чистый дисконтированный доход (формула).

Поскольку юридическое лицо у вас только открыто, то проблем с получением справок и документов возникнуть не должно.

Этап третий — рассмотрение заявки

Итак давайте рассмотрим сам процесс отбора заявок, которые получат финансирование. Опять же, в разных регионах процесс может протекать по-разному, но можно выделить основные критерии:

  • Создание рабочих мест. Чем больше сможете вы трудоустроить работников у себя на предприятии, тем лучше для государства. А это значит, что шансов получить грант у вас больше.
  • Возраст. Предпочтение отдается предпринимателям младше 30 лет.
  • Собственное финансирование. Чем больше вы ваших средств будет вложено в проект, тем больше шанс получить грант.

И на самом деле это все основные критерии. В некоторых регионах могут выделяться наиболее приоритетные сферы деятельности, но это необходимо узнавать на местах.

Сам процесс финансирования может затянуться до полугода, все зависит от работы конкретных людей на местах.

Могут ли госинвестиции быть прибыльными в принципе

Значительная часть средств вкладываются в перспективные и прибыльные проекты, в которых также предусмотрена определенная доля госсобственности. Это военные разработки, экономические преобразования, развитие сельского хозяйства, строительство недвижимости. Такие государственные инвестиции окупаются за 5–10 лет и в дальнейшем могут приносить прибыль.

Примером могут служить морские фрегаты «Тальвар», поставляемые в Индию, эсминцы «Фучжоу» для Китая (каждый – 500–700 млн долларов), экспортируемые самолеты-амфибии «Бе-200». Это возведение заводов Nokian Tyres и Toyota в Санкт-Петербургском регионе, международного делового центра «Москва-сити», Бурейской ГЭС, автомагистралей «Амур» и «М11», скоростных железных дорог и Крымского моста.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  • проектные и изыскательские работы,
  • строительство,
  • реконструкцию,
  • реставрацию,
  • техническое перевооружение,
  • приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  • цель инвестирования;
  • объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  • наименование объекта, его мощность;
  • срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  • права и обязанности сторон сделки;
  • ответственность;
  • порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Финансирование бюджета за счет налоговых поступлений

Через бюджет развитых государств проходит до 40% внутреннего валового продукта. В России большую часть доходов бюджета составляют налоговые платежи. На них приходится 84% всех поступлений.

Налоги – это безвозмездные обязательные платежи, производимые субъектами хозяйствования путём отчуждения части имущества в пользу государства.

Разные виды налогов поступают в бюджеты разных уровней. В случае формирования избытка финансирования средства могут распределяться между уровнями бюджета в форме субсидий.

В федеральный бюджет поступают налоги из реального сектора экономики в виде налогов на прибыль. Сюда зачисляются акцизы на спирт, алкогольную продукцию, табачные товары, а также автомобили, акцизы на бензин и так далее. В федеральный бюджет поступает сто процентов косвенного налога на реализацию продукции и услуг. Так же начисляется налог на добычу полезных ископаемых, в том числе обязательные платежи, связанные с этой деятельностью. Сто процентов водного налога идет в бюджет федерального уровня. Все обязательные платежи, связанные с использованием государственных услуг гражданами и субъектами хозяйствования страны направляются в обще государственный бюджет.

Региональные бюджеты получают средства от налога на прибыль, игорный бизнес, транспорт. Сто процентов налога на доходы иностранных граждан и восемьдесят пять процентов налогов с доходов резидентов страны. Акцизы на отдельные виды продукции, налоги с добычи полезных ископаемых в виде алмазов и другое.

Местные бюджеты в основном финансируются из средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет государственных пошлин и прямых налоговых отчислений, предназначенных для их финансирования. Сюда относят земельный налог, налог на рекламу, налог на дарение и наследование, обязательные лицензионные сборы.

Государственные инвестиции в промышленность

Главными задачами инвестирования финансовых средств в промышленный сектор экономики Российской Федерации являются импортозамещение, выпуск собственной дорогостоящей продукции, которая будет способна удовлетворить потребности граждан нашей страны, и, как следствие, создание новых рабочих мест. Главной стратегической задачей государства является обеспечение прямых инвестиций, т.к. именно они способны устранить важнейшие проблемы в экономике государства.

Государственные инвестиции в промышленность

В качестве примера можно привести Российско — Китайское сотрудничество на Дальнем Востоке, где процесс развития идёт достаточно активно. На сегодняшний день там осуществляется 22 проекта, в которых поддержка Китая составила 3 млрд. $. Если перевести в процентное выражение, то доля китайских инвестиций от их общего объёма составляет 22%.

Что касается малого и среднего бизнеса, то с помощью государственных инвестиций создаётся спрос. Благодаря долгосрочному кредитованию частному сектору, возможно выполнить следующие задачи:

  1. Повысить уровень жизни народа;
  2. Обеспечить сбыт производимой продукции (с помощью инвестиционных средств);
  3. Удовлетворить спрос граждан в дорогостоящем товаре.

Государственные инвестиции в сельское хозяйство

Одним из главных вопросов развития экономики страны в целом является привлечение инвестиционных средств в сельское хозяйство. Ведь это ключевая сфера деятельности, от которой напрямую зависит рост экономики и развитие государства в целом. Однако она является совсем непривлекательной для инвестиций, ввиду того, что приносит малую прибыль. Помимо этого, данная отрасль имеет свои особенности, которые также отталкивают потенциальных инвесторов: большие сроки окупаемости и высокие риски потери вкладываемых средств из-за прямой зависимости от природных условий.

Государственные инвестиции в сельское хозяйство

Одним из ключевых источников финансирования сельского хозяйства являются государственные инвестиции, с помощью которых возводятся новые заводы, тепличные сооружения и комплексы, а также совершенствуется общая инфраструктура в регионах страны. Вкладываемые государством средства идут на охрану окружающей среды, обеспечение оптимального уровня жизни в сельской местности, наделение хозяйств оборотными ресурсами и важные вопросы агропромышленного комплекса.

Так как же получить государственную помощь? Государство даёт субсидии на совершенствование собственного хозяйства: строительство необходимых построек, инфраструктуры, а в некоторых случаях даже помогает с приобретением земельного участка – всё это обеспечивается государственными программами и фондами развития, под которые должен подходить частный бизнес.

И в заключение стоит добавить, что государственное инвестирование бывает следующих видов: льготные займы, налоговые льготы, прямые государственные вложения и инвестиции от государственных предприятий и крупных организаций (компаний). «Фонд прямых инвестиций» занимается совершенствованием прямого государственного инвестирования в России. Однако, главный его недостаток – на законодательном уровне он не может инвестировать даже самый перспективный проект, если зарубежный поток денежных средств в нём отсутствует.

О государственных инвестициях на примере фермерства:

Заключение

На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Буду рада, если в ближайшие годы что-то изменится.

Источник https://journal.open-broker.ru/investments/investirovanie-v-kompanii-s-gosudarstvennym-uchastiem-v-rossii/

Источник https://rg.ru/2020/01/16/nacionalnye-investicionnye-platformy-sposobny-privlech-v-ekonomiku-strany-trilliony-rublej.html

Источник https://uspeshnick.ru/gosudarstvennye-investitsii-chto-eto-vidy-i-formy-osobennosti/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *