Особенности белорусского фондового рынка — Студопедия

Особенности белорусского фондового рынка

Фондовый рынок представляет собой процесс движения капиталов в виде обращения эквивалентных им ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.). Фондовый рынок находится в тесной взаимосвязи с денежно-кредитной и финансовой политикой государства. От состояния фондового рынка зависит и привлекательность инвестиционного климата любого государства.

Состояние фондового рынка Республики Беларусь, к сожалению, пока не вселяет оптимизма. Многие аналитики характеризуют Белорусский фондовый рынок как «одно название, а не рынок» — вместо реального рынка мы имеем своеобразный механизм, регулирующий процессы обращения ценных бумаг.

Такое суждение вызвано целым рядом причин. Ни для кого не секрет, что интересы нашего государства сегодня направлены на обеспечение тотального контроля над всеми отраслями и сферами его деятельности. Не обошли эти интересы и фондовый рынок. Сегодня Правительство наложило целый ряд ограничений на деятельность субъектов фондового рынка.

Это, прежде всего, ограничения по суммам финансового обеспечения обязательств участников фондового рынка, исчисляемые астрономическими» цифрами, что тут же практически исключает возможность участия в биржевых торгах небанковских кредитно-финансовых организаций. Например, согласно нормам Указа Президента РБ №194 от 3 апреля сего года для того, чтобы юридическое лицо могло выпустить в обращение свои облигации необходимо соблюдение следующих, не всегда достижимых условий:

· во-первых, стоимость чистых активов юридического лица должна составлять не менее 1 млн. ЕВРО или около 3,3 млрд. руб.;

· во-вторых, нельзя иметь отрицательный финансовый результат от основной деятельности.

С такой «планкой» требований далеко не всякая организация может справиться. Кроме того, многие предприятия как раз и выпускают облигации для того, чтобы мобилизировать ресурсы для решения своих, как правило, финансовых проблем. При этом предприятия далеко не всегда рентабельны. В общем, такие требования изолируют от фондового рынка малые предприятия и небанковские кредитно-финансовые организации, которые потенциально могут составлять достаточно большую долю в структуре эмитентов фондового рынка.

Основными участниками на бирже являются банки, поскольку только у них достаточно ресурсов для обеспечения работы на фондовой бирже. Также следует отметить определенные препятствия по обращению на фондовом рынке акций. Акции ведущих предприятий принадлежат государству (72,5% акций всех АО принадлежит государству), а государство, как известно, продавать их особо не торопится. Это означает, что обращение акций на фондовом рынке сведено к минимуму. В то время как на мировых фондовых биржах торги акциями занимают доминирующее положение.

Тормозящим фактором развития фондового рынка являются также высокие ставки налогов на операции с ценными бумагами. В настоящее время ставка налога на доходы от операций с ценными бумагами в Беларуси составляет 24%. По-прежнему туманными остаются гарантии для инвесторов в свободном распоряжении полученными доходами и беспрепятственном переводе их в другие сферы. Официальное законодательство гарантирует инвесторам возврат вложенного капитала и полученных от него доходов. Однако известны примеры, когда государство обязывало крупные предприятия, работающие с прибылью, отчислять часть своей прибыли в специальный фонд, именуемый фондом национального развития. [23]

Но это пока коснулось только государственных предприятий, в числе которых флагманы белорусской экономики — Белорусская калийная компания, Новополоцкий и Мозырьский нефтеперерабатывающие заводы и другие.

Все это отворачивает потенциальных инвесторов в сторону более перспективных и «прозрачных» вариантов вложения своих капиталов. Так, количество профессиональных участников рынка ценных бумаг только за 2007 год сократилось почти вдвое (со 111 на 01.01.2006 до 61 на 19.12.2007 г.)

Данные об объемах биржевых торгов ценными бумагами (в млрд. руб.) на Белорусской валютно-фондовой бирже за первый квартал 2008 года представлены на диаграмме (по данным официального сайта Белорусской валютно-фондовой биржи).

Структура ценных бумаг на БВФБ

Рисунок 4.1 Структура ценных бумаг на БВФБ

Доминирующее положение на фондовом рынке в Беларуси, как видно, занимают государственные ценные бумаги. На их долю приходится 95,3% всего объема сделок. Наименьшую долю, как и следовало ожидать, занимают акции (доля акций мала настолько, что ее даже нельзя увидеть на диаграмме).

Теперь более подробно о ценных бумагах на белорусском фондовом рынке.

Отраслевая и региональная структура эмитентов ценных бумаг (количество участников) в Беларуси по состоянию на 01.04.2008 г. представлена на рисунках (по данным Белорусской валютно-фондовой биржи):

Отраслевой разрез игроков на бирже

Рисунок 4.2 Отраслевой разрез игроков на бирже

Основными эмитентами акций являются промышленные предприятия и строительные организации, «монополистами» среди эмитентов облигаций выступают банки.

География владельцев ЦБ

Рисунок 4.3 География владельцев ЦБ

Как видно, большая часть эмитентов, как и следовало ожидать, расположены в столице или рядом с ней, наименьшее — в г. Гродно и его области.

Таким образом, при всем многообразии различных видов ценных бумаг, фондовый рынок Беларуси не дает особо большого выбора своим участникам между видами ценных бумаг. По сути, выбор один: акции или облигации (государственные или банковские).

При этом акции можно приобретать практически только при первичном их размещении, так как на вторичном рынке их обращение практически отсутствует. А раз отсутствует их обращение, то и заработать на акциях весьма проблематично.

Для физических лиц, пожалуй, единственная возможность стать акционером — это стать работником какого-нибудь предприятия, планирующего эмиссию акций, купить небольшой «пакет» акций и замереть в ожидании, когда вам будут начислять от прибыли дивиденды, ждать которых, порой приходится годами, да и размер их вызывает слезы. Это практика, которую прошли акционеры многих государственных предприятий. Акции успешных организаций, естественно, приобрести практически невозможно. [23]

Поэтому, единственным на сегодняшний день видом ценных бумаг, на котором у нас хоть как-то можно заработать, является облигация. Не забудем при этом, что юридическим лицам придется уплатить немалый налог с доходов от операций с облигациями в размере 24%. Немногим лучше ситуация выглядит для физических лиц. Доходы от облигаций с физических лиц налогом не облагаются, но это касается только банковских облигаций. Поэтому физическим лицам, желающим заработать на ценных бумагах, остается только приобретать банковские облигации. Однако здесь у облигаций есть хорошая альтернатива — банковские депозиты (вклады).

Таким образом, перспективы белорусского фондового рынка как хорошего источника получения высоких доходов представляются весьма туманными, если, конечно, в ближайшее время не произойдет положительных преобразований в республиканском законодательстве в сфере фондового рынка. Тем более, что надежды на это у нас есть.

В последнее время все чаще звучат разговоры о необходимости увеличения объемов привлечения инвестиций, реализации масштабных инвестиционных проектов. Также следует отметить, что государство потихоньку начинает «впускать» инвесторов на некоторые предприятия (Velcom и ОАО «Мотовело» уже проданы, ведутся переговоры о продаже «МАЗа», «Полимира», «Нафтана», оператора сотовой связи «БЕСТ» и других предприятий).

Очевидно, государство осознало, что привлечение инвестиций невозможно без создания благоприятного инвестиционного климата, важным индикатором которого является национальный фондовый рынок. Приятно отметить, что предприняты конкретные шаги навстречу фондовому рынку, например принятое 21.01.2008 года Постановление Совета министров и Нацбанка №78/1, в котором утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы.

В данной Программе констатируется неблагоприятное положение дел на белорусском фондовом рынке и намечены конкретные шаги по кардинальному улучшению ситуации, которые предусматривают:

* снятие ограничений на эмиссию и обращение ценных бумаг, в особенности акций;

* снижение государственного участия на фондовом рынке;

* упрощение процессов обращения ценных бумаг;

* снижение ставок налогов на доходы от операций с ценными бумагами;

* придание национальным ценным бумагам привлекательности для зарубежных инвесторов;

* интеграцию национального фондового рынка в мировую экономику. Можно было бы говорить о том, что это очередные проекты, которые останутся проектами, но реализация данной прогрессивной Программы, которая некоторыми аналитиками названа «революционной», не заставила себя долго ждать.

Уже в марте сего года вышло два достаточно емких законодательных акта, предполагающих конкретные шаги на пути реализации описанной выше Программы. Это, во-первых, Указ Президента РБ №144 от 04.03.2008 г., отменяющий особое право «золотой акции» государства, что означает послабление государственных ограничений на обращение акций, во-вторых, Декрет Президента РБ №5 от 28.03.2008 г., который призван стимулировать развитие рынка облигаций. Данный Декрет позволяет создать условия для повышения привлекательности облигаций посредством:

* снижения ставки налога на доходы от операций с облигациями с 40 до 24%;

* отнесения расходов по выпуску облигаций на себестоимость. Ранее эти расходы относились на чистую прибыль, что вызывало понятные затруднения.

Можно говорить, что это не последние положительные изменения в национальном законодательстве. Радует то, что государство незамедлительно принялось за развитие республиканского фондового рынка, пойдя на серьезные преобразования.

А значит, намеченные цели по росту объемов выпуска облигаций уже в текущем и следующем годах на 100%, планы по росту оборотов по акциям и другим ценным бумагам, выходу на мировой фондовый рынок и повышению общего фондового рейтинга нашей республики вполне жизнеспособны.
Жаль только, что это осознали только сейчас, а не, скажем 5-7 лет назад. Наверняка национальный фондовый рынок мог бы находиться сейчас на совсем других высотах.

Особенности белорусского фондового рынка

Фондовый рынок представляет собой процесс движения капиталов в виде обращения эквивалентных им ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.). Фондовый рынок находится в тесной взаимосвязи с денежно-кредитной и финансовой политикой государства. От состояния фондового рынка зависит и привлекательность инвестиционного климата любого государства. Уставный капитал биржи составляет $4,3млн., собственный капитал — $9,1 млн. Данные по состоянию на 01.01.10 г. [23]

БВФБ включает в себя три секции:

3. Секция срочного рынка.

Инструменты Валютной секции:

· допущенные к торгам на бирже, через отдельные лицевые счета Нац банка (USD/BYR, RUB/BYR, EUR/BYR, UAH/BYR);

Читать статью  Суд назначил оборотный штраф американскому сервису DigitalOcean

· допущенные к торгам на бирже, расчёты по которым осуществляются между участниками биржи самостоятельно (AUD/BYR, GBP/BYR, DKK/BYR, ISK/BYR, CAD/BYR, LVL/BYR, LTL/BYR, NOK/BYR, PLN/BYR, SEK/BYR, CHF/BYR, EEK/BYR, JPY/BYR). Доступ к этой секции имеют только БАНКИ.
Инструменты Фондовой секции

· игосударственные ценные бумаги (на сегодня это ГДО)

· не государственные ценные бумаги (облигации банков и муниципальных займов, незначительный процент составляют облигации юридических лиц и акции).

Финансовые инструменты секции срочного рынка:

· фьючерс EUR
Доступ к этой секции так же имеют только БАНКИ.

Несмотря на то что фондовый рынок входит в состав БВФБ, он имеет как страничку на сайте БВФБ, так и свою отдельную информационную систему, которая предоставляет намного более развёрнутую информацию.
Общий объём торгов всех инструментов за 2009 год составил $29 167 млн, в том числе:

· $14 098 млн (или примерно 48%) по операциям с иностранной валютой

· $0,12 млн (или примерно 0,04%) фьючерсные контракты

· $15 057млн (или примерно 52%) фондовый рынок, из него:

Ø государственные бумаги Минфина РБ $13 727 млн(или около 91% всего фондового рынка)

Ø не государственные ценные бумаги $1 330 млн(или около 9% всего фондового рынка) — из них акции субъектов хозяйствования $44 млн, облигации субъектов хозяйствования $1 282 млн, облигации местных займов $3,5 млн.

В 2009 году сделки на фондовом рынке впервые за всё время существования БВФБ превысили по объёму сделки на валютном рынке, правда произошло это за счёт государственных бумаг, а точнее за счёт всем известной крупной продажи государством БПС-Банка российскому Сбербанку.

На валютной площадке основным игроком является Национальный банк РБ, через ежедневные интервенции он регулирует курсы валют. По итогам торгового дня можно видеть количество предложений и количество спроса на ту или иную валюты, разницу между ними как правило покрывает Нац банк страны из своих резервов: при превышении спроса над предложением. Если же предложение превышает спрос — Нац банк может выступать в роли покупателя излишнего количества валюты, но это не обязательно. В зависимости от соотношения спроса и предложения формируется курс белорусского рубля к иностранным валютам. Курс, сложившийся на бирже по итогам дня (валютообменные операции совершаются до 16-00 по МСК) будет являться официальным курсом Нац банка на завтрашний день. На сегодняшний день фондовый рынок в Беларуси с 1998 года так и остаётся в зачаточном состоянии, наблюдался даже регресс в его развитии. Ситуация была связана с жёстким регулированием и вмешательством государства в экономику страны в целом, и финансовую область в частности. В 90-е годы в Беларуси практически все граждане получили от государства чеки «Жильё» и чеки «Имущество».
Чеки «Жильё» можно было направить на приватизацию квартир и домов, в которых проживали граждане, либо на погашение части стоимости строительства новых квартир и домов, что и было сделано. Чеки «Имущество», по замыслу государства, должны были стимулировать развитие фондового рынка в стране, так как их можно было обменять на акции белорусских предприятий, но не всех, а лишь только тех, список которых утвердило правительство. Вначале граждане начали активно обменивать чеки на акции, появлялись компании (в основном с российским капиталом), которые аккумулировали у себя чеки, чтобы выкупать целые предприятия или контрольные пакеты предприятий. Но государство на корню зарубило свои же начинания по развитию рынка. Были введены ограничения на отчуждения акций, затем был введён институт «золотой акции» (в общих словах: государство могло в любой момент вмешиваться в управление предприятием), существовал 40%-й налог на доходы по акциям и т.д. В результате рынок заглох, так и не устоявшись.

Механизм функционирования фондового рынка Беларуси:

1. Сделки с ценными бумагами заключаются в электронной торговой системе с возможностью удаленного доступа. Для участников торгов предусмотрена возможность заключать различные виды сделок, структурированных по форме расчетов, и заключать их различными способами.
Рынок государственных ценных бумаг работает в режимах ”до погашения“ (”непрерывный двойной аукцион“), ”РЕПО (фиксированное ценообразование)“, ”простой аукцион“ и ”простой аукцион РЕПО“.

2. Рынок корпоративных и муниципальных ценных бумаг функционирует в режимах: ”непрерывный двойной аукцион“, ”РЕПО (свободное ценообразование)“, ”дискретный аукцион“, ”форвардные сделки“, ”простой аукцион“.

3. Эмитентами ценных бумаг на фондовом рынке Беларуси в основном являются банки. Учитывая ограничения по доступу к эмиссии ценных бумаг (чистые активы в 1 млн евро) — для остальных субъектов хозяйствования это очень высокая планка и такая структура рынка вполне ожидаема.
Пока будет существовать данное ограничение, а также акции крупных предприятий будут находиться в руках государства — фондовый рынок в Беларуси не будет являться привлекательным для вложения, как внутренних так и внешних инвесторов. Да и выбор в самих инструментах на сегодняшний день крайне узок — либо облигации, либо акции. Причём приобрести акции пока не реально — так как они в основном сосредоточены в руках государства и фактически выведены из оборота.

В 2010 году продолжаются попытки (начатые в 2008) реанимировать фондовый рынок в Беларуси и придать ему новый виток развития.

1. Для этого сделаны следующие шаги (некоторые ещё в 2008 году):
Ставка налога на доходы от операций с акциями снижена до 12% (ставка налог на прибыль в стране составляет 24%).

2. Отменён институт «золотой акции», по которому государство имело безоговорочное право вмешиваться в управление предприятием.

3. Происходит поэтапная отмена ограничений в отношении акций, которые граждане приобрели в обмен на чеки «Имущество», либо на льготных условиях.

4. Снят мораторий на отчуждение акций части предприятий, на которые он был введён ранее. Окончательное снятие ограничений на движение акций в РБ должно быть произведено к январю 2011 года.

5. Освобождены от налога доходы юридических и физических лиц, получаемых от операций с корпоративными облигациями.

6. Разрешён выпуск биржевых облигаций (они не проходят обязательную регистрацию в департаменте по ценным бумагам).

7. Разрешено приобретение акций физическим лицам (через брокера на БВФБ). Доступ на валютный и фьючерсный рынок имеют ТОЛЬКО банки.

8. Готовится принятие нового закона о ценных бумагах, направленного на стимулирование развития данного рынка. Важный момент закона — в нём будет прописан чёткий механизм создания, функционирования и ликвидации инвестиционных фондов (как в форме ОАО, так и в виде паевых фондов). Проект закона планируется внести в правительство в мае 2010 года, а в сентябре он должен поступить в Палату представителей.

9. Готовятся условия для оживления сектора IPO.

Что мешает развитию фондового рынка в Беларуси:

1. Запутанность законов и подзаконных актов, иногда противоречащих друг другу.

2. Отсутствие различных финансовых институтов (ПИФы, хедж-фоды и т.д.) и (пока) законодательной базы для их возникновения.

3. Превалирование государственного сектора в экономике, зачастую управляемого старыми командно-административными методами.

4. Чрезмерно жёсткие условия для выпуска ценных бумаг (например, для выпуска своих облигаций в обращение юридическое лицо должно иметь у себя чистые активы стоимостью не менее 1 млн евро, и не иметь отрицательного финансового результата от основного вида деятельности).

5. Отсутствие гарантий и чётких, стабильных правил работы (в виде законодательной базы) для иностранных инвесторов.

6. Отсутствие механизма для создания биржей собственного индекса, позволяющего судить о состоянии национальной экономики.

7. Основные флагманы белорусской экономики являются государственными предприятиями (два нефтяных завода, калийная компания, МАЗ, МТЗ и т.д.). Основная часть акций этих предприятий находится в руках государства (около 72,5% всех АО принадлежит государству) — уже всем известно, что руководство Беларуси не спешит расставаться со своими активами. Такая ситуация практически парализует рынок акций.

8. Отсутствие условий в стране для обращения на фондовом рынке других инструментов: векселей, опционов и т.д.

9. Недостаточная финансовая образованность граждан страны.

Принятое решение правительства РБ в 2008 году «о том, что сделки купли-продажи акций открытых акционерных обществ заключаются на биржевом рынке, за исключением ряда случаев», лишь в 2009 году нашло закрепление в нормативных документах Минфина. Это привело к заключению сделок с акциями порядка 200 компаний в последний год. До этого отношение биржевого и внебиржевого рынка составляло 1% к 99%. Такое соотношение не позволяло рассчитать рыночные цены акций, так как они рассчитываются только на биржевом рынке. После изменения ситуации удалось рассчитать рыночные цены акций, которые прошли через биржевой рынок. В некоторых случаях оказалось, что рыночная цена акций превышала их номинальную и даже балансовую стоимость, что позволяет говорить о достаточно высоком потенциале некоторых белорусских предприятий, так как можно сделать вывод, что есть инвесторы, которые оценивают их достаточно высоко. Кроме того расчёт рыночной стоимости акции позволил самим АО увидеть, что при проведении дополнительных эмиссии акций они могут привлечь больше средств за счёт размещения этих акций на бирже по рыночной цене.

Заключение

Рынок ценных бумаг – это регулятор многих стихийно протекающих в рыночной экономике процессов. Это, прежде всего, относится к процессу инвестирования капитала. Миграция его осуществляется в виде прилива к местам необходимого приложения и оттока капитала из тех отраслей производства, где имеет место его излишек. Ценные бумаги являются тем средством, которое обеспечивает работу этого механизма. Это важное достоинство развитой рыночной экономики [4, с. 223]

При пристальном рассмотрении принципов организации обращения ценных бумаг в странах с развивающимися рынками четко вырисовывается одна общая черта. Развивающиеся фондовые рынки часто оказываются более приспособленными к требованиям технологического прогресса, более восприимчивыми к разного рода инновациям и, как правило, изначально создаются в соответствии с самыми современными тенденциями организации и функционирования фондовой инфраструктуры, то есть в технологическом плане развивающиеся рынки могут и идут впереди традиционных фондовых систем США, Германии, Великобритании, но их общая экономическая слабость, относительно низкая капитализация и финансовая зависимость от традиционных центров капитала не позволяет им вырваться и закрепиться на более высоком уровне в иерархии глобальных экономических отношений.

Читать статью  Лучшие города для капиталовложений в недвижимость | СуперРиэлт

В Республика Беларусь основные институциональные формы фондового рынка находятся в состоянии становления и требуют со стороны государства и заинтересованных хозяйствующих субъектов скорейшего завершения этого процесса. Поскольку объемы эмиссии и вторичного обращения ценных бумаг уже приближаются к той критической массе, когда своевременно проследить за конъюнктурными колебаниями рынка уже невозможно и фондовый рынок может стать зоной действия особого риска для всех его участников.

Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. Поэтому, в Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства. [6 стр. 9]

Государственные ценные бумаги занимают важное значение в экономическом развитии многих стран. Международная практика государственных ценных бумаг чрезвычайно широка и многогранна. Государственные ценные бумаги представлены такими видами долговых обязательств, как облигации, ноты, казначейские векселя, сертификаты, консоли и другими ценными бумагами. Эмитентами данных ценных бумаг могут выступать органы власти территориально-административных единиц различных государств, республиканские (федеральные) правительственные учреждения, а также центральное правительство, проводящее внутренние и внешние государственные займы. Несмотря на мировой опыт, в Республике Беларусь к государственным ценным бумагам относятся только те бумаги, эмитентами которых является правительство ил госорганы от имени или по поручению государства. То есть не относятся к государственным ценные бумаги Национального банка (специализированного правительственного учреждения) и облигации жилищных займов (административно территориальных единиц).

Слабый рынок государственных ценных бумаг в сравнении с аналогичными рынками развитых промышленных стран занимает достойное место на рынке ценных бумаг Республики Беларусь. Это единственный рынок, где вторичный рынок сопоставим по масштабам с первичным и даже превосходит его (по ГКО). Таким образом, государственные ценные бумаги все же занимают огромное значение в экономике Беларуси.

Можно сделать прогноз дальнейшего развития рынка ценных бумаг: новейшие достижения электронно-вычислительной техники будут оказывать все большее влияние на совершенствование и обогащение «электронных ценных бумаг», которые в перспективе займут лидирующее место, а возможно, получат свое специфическое название.

Фондовый рынок Республики Беларусь в контексте мирового финансового рынка

На представленном рисунке вы видите структуру рынка ценных бумаг (далее- РЦБ) Беларуси.

Структура рынка ценных бумаг РБ

Рисунок 2.1 Структура рынка ценных бумаг РБ

Следует отметить, что в зависимости от основных функций и назначения РЦБ делится на два элемента: рынок ценных бумаг в узком смысле и рынок производных ценных бумаг.

В отношении первого элемента еще раз отметим, что в Беларуси основными ценными бумагами являются:

  • — Акция,
  • — Облигация,
  • — Чек «имущество» и чек «жильё»,
  • — Вексель,
  • — депозитный и сберегательный сертификат.

Существуют и другие виды ценных бумаг, применение которых не распространено.[11]

О том, что такое чеки «имущество» и «жильё» знают в той или иной степени, наверное, все граждане нашей страны.

Поэтому более подробно расскажем о векселе.

Векселем является ценная бумага, которая фиксирует право одной стороны (владельца векселя) требовать получение в назначенный срок определенной суммы денежных средств от указанного в векселе лица.

Фактически это выглядит так: одно лицо по какой-либо причине становится должным выплатить денежные средства другому лицу. Вместо оплаты денег должник выпускает вексель и передает его своему кредитору. По этому векселю кредитор может прийти к должнику в указанный срок за оплатой. Для того чтобы кредитор имел свой интерес, вексель выписывается обычно на большую сумму, нежели кредитор должен был бы выплатить сегодня.

Таким образом, производится заём, который оформляется векселем. В течение срока обращения ценной бумаги (до момента оплаты по ней), вексель может передаваться (переводиться) новым владельцам. Вексель являлся удобным способом расчетов во времена бартера и массовых неплатежей.

Однако ввиду ряда злоупотреблений (когда вексель стали использовать фактически взамен денег для укрытия операций от налогообложения) госрегулирование обращения векселей в нашей стране было ужесточено, и сегодня в Беларуси вексель практически не используется.

Депозитный и сберегательный сертификаты — это ценные бумаги, которые выпускают банки. Первые рассчитаны на юридических лиц, а вторые — на физических. Сертификат является бумагой, которая подтверждает, что банк получил у данного лица денежные средства в депозит и обязуется вернуть средства в установленный срок с оговоренным накопленным доходом.

По своей сути сертификаты являются аналогом внесения средств на депозит. Разницей является то, что сертификат может обращаться до момента его погашения (закрытия депозита). То есть, передавая сертификат иному лицу, владелец передает этому лицу свои права по получению средств в банке.

Впрочем, использование данного фондового инструмента пока не сильно распространено в Беларуси, а его обращение происходит еще в меньшей степени.

Теперь обратимся к рынку производных ценных бумаг.

В отличие от ценных бумаг в узком смысле слова, производные бумаги устанавливают права на распоряжение базовым активом. Этим активом могут быть как сами ценные бумаги, так и иные ценности, активы или даже показатели (например, курсы валют или уровни фондовых индексов).

В Беларуси используются такие производные ценные бумаги как фьючерс и опцион.

Фьючерс — это контракт на покупку определенного базового актива в будущем. Это означает, что покупатель фьючерса берет на себя обязательство приобрести определенный актив по заранее обозначенной цене.

Однако смысл фьючерса не в том, чтобы угадать какой будет стоимость актива через определенный промежуток времени. Покупатель фьючерса фиксирует для себя стоимость покупаемого актива в будущем.

Например, белорусская компания ведет бизнес в США, и ей через год нужно будет по контракту оплатить 1 000 000 долларов США. Чтобы избавиться от риска колебания курсов валют, эта компания может приобрести фьючерс на покупку 1 000 000 долларов США по определенному курсу в нужный день в будущем.

Примером фьючерса на 31 декабря 2009 года в этом случае будет договор на покупку 1 000 000 долларов США на 31 декабря 2010 года по курсу 2300 рублей.

Таким образом, основная цель покупки фьючерса — страхование от неблагоприятного изменения стоимости базового актива (в нашем примере — курса доллара) в будущем. [11]

Продавцом фьючерса, в свою очередь, может быть какая-либо другая компания, которой нужна обратная операция в будущем — белорусские рубли в обмен на доллары США. Возможен и вариант, когда продавец фьючерса просто считает, что стоимость доллара через год будет ниже, и сделка будет таким образом для него выгодной.

В рассмотренном случае доллар США является базовым активом. Однако вместо доллара им может быть акция, облигация, фондовый индекс, баррель нефти, тройская унция золота и так далее.

В Беларуси обращение фьючерсов производится на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». На ней сегодня можно заключить сделки по фьючерсам на основные иностранные валюты и некоторые государственные облигации.

Опцион — это тот же фьючерс, но в данном случае владелец опциона в назначенный день не обязан, а лишь имеет право купить базовый актив по установленной цене. Если цена на рынке ниже, чем по опциону, либо если базовый актив владельцу производной ценной бумаги уже не нужен, последний может его и не покупать.

В международной практике количество видов и объемы сделок с производными ценными бумагами, конечно, значительно превосходят белорусские показатели.

Например, весьма полезным и популярным в других странах производным инструментом является депозитарная расписка (в 2010 году ожидается законодательное закрепление ее применения и на белорусском рынке). Смысл данного инструмента таков.

Например, некое белорусское ОАО (открытое акционерное общество) выпускает на рынок свои акции. Скорее всего, зарубежный инвестор не сможет приобрести их, находясь в своей стране. Для этого существуют некоторые ограничения и сложности.

Но зато инвестор может купить депозитарную расписку на данную акцию. В этом случае акция предприятия будет находиться в Беларуси на специальном счете в депозитарии, а правами на нее будет обладать иностранный инвестор. Очевидно, что данный механизм сможет существенно упростить приход иностранных инвестиций на белорусский рынок акций.

Рынок ценных бумаг можно разделить и по другим критериям. Например, по масштабу он делится на национальный и международный. Национальный РЦБ включает все сделки с ценными бумагами, которые происходят в Беларуси. Международный рынок включает операции с ценными бумагами за пределами Беларуси, однако эти ценные бумаги либо выпущены в Беларуси, либо в сделках с ними участвуют резиденты нашей страны.

К слову, размер международного рынка ценных бумаг Беларуси сегодня не значителен. Но основным перспективным направлением в его развитии следует считать выход белорусских эмитентов акций на иностранные рынки ценных бумаг, в том числе, и в виде депозитарных расписок.

Кроме того, следует отметить, что рынок ценных бумаг функционирует на двух уровнях: первичном, который предполагает выпуск и размещение ценных бумаг, и вторичном — это последующее обращение размещенных ценных бумаг.[3, c. 51]

Читать статью  Инвестиции - что такое инвестиции простыми словами, понятие в экономике

А операции с ценными бумагами могут происходить как на биржевом (на Белорусской валютно-фондовой бирже), так и на внебиржевом (неорганизованный рынок, прямые сделки между покупателем и продавцом) рынках.

Также фондовый рынок можно структурировать по критерию форм собственности эмитента. Выделяют рынок государственных, муниципальных, корпоративных, международных (иностранных) ценных бумаг.

Государственные бумаги выпускаются в виде государственных облигаций, а также облигаций Национального банка. Основными чертами всех госбумаг является их относительно низкая доходность и высокая надежность.

На сегодняшний день на рынке присутствуют долгосрочные государственные облигации. Однако количество государственных облигаций в обращении на белорусском рынке последнее время снижается. В то же время ведется работа по началу размещения белорусских государственных облигаций и на зарубежных рынках (в частности в Российской Федерации).

Ценные бумаги местных органов управления (или муниципальные) выпускаются в форме облигаций и по своей сути являются промежуточным звеном между государственными и корпоративными облигациями. Дело в том, что они также считаются высоконадежными (как и гособлигации), однако выпускаются и обращаются они на тех же условиях, что и корпоративные.

Облигации местных органов управления начали активно появляться на рынке в 2009 году. Многие выпуски предполагают крайне низкую ставку дохода, и в полном объеме выкупаются госбанками. Рынок муниципальных облигаций находится пока в стадии формирования.

Соответственно, к корпоративным ценным бумагам относятся все ценные бумаги, выпускаемые юридическими лицами. А к иностранным ценным бумагам — бумаги, выпускаемые нерезидентами Беларуси.

Иностранный инвестор может приобрести ценные бумаги у белорусского эмитента на белорусском рынке. Этот процесс регулируется белорусским законодательством в том же порядке, что и по сделкам между резидентами страны. Никаких дополнительных действий производить в этом случае нерезиденту не требуется.

Однако следует учесть, что купленные бумаги иностранный инвестор сможет хранить, скорее всего, только на своем счете «депо» в белорусском депозитарии. Сегодня центральный депозитарий Беларуси имеет ряд соглашений по наличию корреспондентских отношений лишь с рядом российских депозитариев.

Ведется работа по заключению договора с польскими депозитариями. Это позволит вести учет белорусских ценных бумаг на счетах соответствующих иностранных депозитариев.

Теперь о случае, когда белорусский инвестор приобретает иностранные ценные бумаги. Для этого ему необходимо получить свидетельство о регистрации размещения ценных бумаг на территории Республики Беларусь, которое выдается Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь.

Получение свидетельства требуется только в случае осуществления сделки юридическим лицом-резидентом и только если объектом сделки стали акции ОАО или ЗАО. В остальных случаях получение свидетельства не требуется.

А могут ли белорусские ценные бумаги быть номинированы и продаваться за валюту? Существуют ли тут какие-нибудь ограничения?

Действительно, целый ряд ценных бумаг могут быть номинированы и фактически размещаться только в белорусских рублях. Это касается акций, депозитных и сберегательных сертификатов, государственных и биржевых облигаций. В то же время, большинство видов облигаций юридических лиц могут выпускаться и в иностранной валюте.

Если данная ценная бумага номинирована в иностранной валюте (это значит, что при выпуске номинальная стоимость установлена в валюте), то все сделки по ее размещению, а также погашению и выплате дохода должны производиться в этой валюте. Правда, валютное законодательство устанавливает ряд существенных ограничений — так, сделки с участием резидентов не могут проводиться с использованием иностранной валюты.[8, c. 94]

Таким образом, если эмитент размещает свои облигации среди резидентов Беларуси, расчеты будут проводиться в белорусских рублях, но с применением курса валют на день сделки. Таким образом, стороны хотя и не смогут использовать иную, чем белорусские рубли, валюту в расчетах, однако путем привязки к курсу защищают себя от риска его изменения.

Расчеты с нерезидентами можно проводить и с применением валюты других государств. При этом валютная выручка не подлежит обязательной продаже. Номинированные в белорусских рублях акции по договоренности сторон также можно продавать иностранным инвесторам за иностранную валюту.

Важным вопросом также является налогообложение доходов от сделок с ценными бумагами, которое претерпело за последнее время определенные позитивные изменения.

Так, налог на доходы от операций с ценными бумагами уплачивается организациями по ставке 24 процента, а гражданами — по ставке 12 процентов. Ранее ставки налогов для юридических лиц достигали 40%, а для граждан — 15%, [12]

Кроме того, доходы от операций с корпоративными облигациями были добавлены к перечню фондовых доходов, не облагаемых налогом на доходы при продаже облигации по цене, не выше её текущей стоимости. Текущей стоимостью облигации считается обычно цена размещения (или номинальная стоимость) облигации, увеличенная на размер накопленного дохода к моменту продажи.

Мера по отмене обложения налогом дохода от облигаций компаний является временной (в отношении сделок с облигациями, выпущенными в период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г.) и призвана способствовать активному привлечению заёмных средств предприятиями страны без применения банковских кредитов.

Также расходы, связанные с выпуском и обслуживанием облигаций теперь относятся к затратам, относимым к себестоимости производимых товаров, работ и услуг.

С точки зрения налогообложения для инвестора — юридического лица, наиболее интересным видом ценных бумаг является государственная облигация или облигация юридического лица.

Например, при инвестировании юридическим лицом 1 млн. рублей в банковский депозит на 1 год по ставке 20% чистый доход составит лишь 15,2% или 152 тыс. рублей. А при инвестировании такой же суммы на аналогичных условиях в облигации, чистый доход составит 200 тыс. рублей, ибо доход не будет облагаться налогом.

Наконец, участвуя в рынке ценных бумаг, вкладывая свои средства в чьи-то ценные бумаги необходимо осознавать риск того, что эмитент может не выполнить свои обязательства, в том числе по оплате. Поэтому важным вопросом будет являться — как инвестор может защититься в нашей стране?

Механизм защиты в Беларуси не отличается от общемировой практики. На рынке создаются условия, понуждающие эмитентов раскрывать полную, своевременную и достоверную информацию о событиях и обстоятельствах, которые могут иметь отношение к выполнению их обязательств по ценным бумагам.

Это и ежеквартальное предоставление бухгалтерских документов, и сообщение о существенных изменениях ведения бизнеса, а также о покупке крупных пакетов (более 5% от уставного фонда) ценных бумаг.

Очевидно, что фондовый рынок Республики Беларусь характеризуется пока недостаточной ёмкостью, небольшим количеством обращающихся финансовых инструментов и совершаемых операций.

В то же время на рынке прослеживаются положительные тенденции. Усовершенствуется инфраструктура рынка, законодательство о рынке ценных бумаг. Так, в Республике Беларусь реализуются планы по созданию центрального депозитария, развитие нормативно-правовой базы происходит с учетом опыта развитых стран в направлении унификации правил и норм, применяются международные стандарты в учетной, расчетной системе фондового рынка. Планируется масштабное обновление технологической базы, становление денежного рынка, внедрение новой концепции построения расчетных систем, ориентированной на международные стандарты, расширение линейки финансовых инструментов, в частности, подготовлены и протестированы механизмы и технологии обращения на бирже нового для Республики Беларусь класса финансовых инструментов — ипотечные облигации.[16]

Как позитивную можно охарактеризовать также тенденцию роста доли сделок, совершенных членами секции фондового рынка за счет нерезидентов на биржевом рынке. Это подтверждает некоторый интерес со стороны отечественных и иностранных инвесторов к указанному сегменту рынка. Очевидно, что новым импульсом к развитию в этом направлении может стать и присвоение Беларуси международными рейтинговыми агентствами Standard&Poor’s и Moody’s Investors Service в августе 2007 года страновых кредитных рейтингов. Все рейтинги имеют прогноз «стабильный».

Полученный Беларусью суверенный кредитный рейтинг будет способствовать в целом повышению инвестиционной привлекательности страны, а, следовательно, и увеличению притока прямых иностранных инвестиций, расширению отношений с зарубежными партнерами, созданию благоприятных условий банкам и предприятиям для привлечения кредитных средств на мировых финансовых рынках по более низким процентным ставкам.

Пока же по причине чрезвычайно большой доли государственной собственности, высоких налоговых ставок на доходы по корпоративным ценным бумагам, белорусский фондовый рынок имеет меньше предпосылок к развитию, нежели банковский сектор, и не может выступать в качестве дополнительного источника финансирования реального сектора экономики. Поэтому банковская система РБ практически в полной мере берет на себя функции всей финансовой системы страны.

Однако в заключении отметим, что вся полнота ответственности за оценку этой информации ложится на самого инвестора. Поэтому, вступая на рынок ценных бумаг, необходимо расширять свои знания о фондовом рынке, а также постоянно отслеживать и адекватно оценивать поступающую информацию.

Таким образом, несмотря на уже принятые законы о фондовом рынке, Беларусь далеко отстала от своих партнеров в СНГ в данном вопросе. В государственной собственности все еще остается огромная часть предприятий, которые могли бы расшевелить белорусский фондовый рынок. К тому же нестабильность законодательства (лишь недавно, к примеру была отменена «золотая акция»), подрывает доверие именно иностранных инвесторов. При этом проблема не только в привлечении иностранных инвестиций. Белорусский капитал также мог бы играть весомую роль в фондовом рынке РБ. Сегодня склонность к сбережению среди населения из-за отсутствия альтернатив инвестирования приводит к тому, что деньги не работают на экономику, тем самым лишь разогревая инфляцию, что является сегодня одной из основных проблем экономики РБ.

Источник https://studbooks.net/772702/bankovskoe_delo/osobennosti_belorusskogo_fondovogo_rynka

Источник https://studopedia.ru/21_103402_osobennosti-belorusskogo-fondovogo-rinka.html

Источник https://vuzlit.com/173884/fondovyy_rynok_respubliki_belarus_kontekste_mirovogo_finansovogo_rynka