Особенности инвестиционной политики организаций коммунального комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ НАДБАВКА К ТАРИФАМ / INVESTMENT POLICY / UTILITY ORGANIZATIONS / THE STAGES OF INVESTMENT POLICY CREATION / INVESTMENT PROGRAM / INVESTMENT ALLOWANCE
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зацепилина Ирина Александровна, Меньшенина Александра Владимировна
На основе раскрытия понятия инвестиционной политики организации определяются особенности формирования инвестиционной политики организаций коммунального комплекса и основные проблемы в этой сфере.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зацепилина Ирина Александровна, Меньшенина Александра Владимировна
Роль региональных органов власти в привлечении инвестиций в социальную сферу на примере Саратовской области
INVESTMENT TRENDS WITHIN UTILITY AGENCIES
Based on the concept of company investment policy the article shows the features of that one within utility organizations and emerging key issues as well.
Текст научной работы на тему «Особенности инвестиционной политики организаций коммунального комплекса»
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 2. С. 169-175.
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
INVESTMENT TRENDS WITHIN UTILITY AGENCIES
И.А. Зацепилина !А. Zatsepilina
ООО «Информационные системы «Криста»»
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
На основе раскрытия понятия инвестиционной политики организации определяются особенности формирования инвестиционной политики организаций коммунального комплекса и основные проблемы в этой сфере.
Based on the concept of company investment policy the article shows the features of that one within utility organizations and emerging key issues as well.
Ключевые слова: инвестиционная политика, организации коммунального комплекса, этапы формирования инвестиционной политики, инвестиционная программа, инвестиционная надбавка к тарифам.
Key words: investment policy, utility organizations, the stages of investment policy creation, investment program, investment allowance.
В рыночной экономике каждая организация, стремящаяся к сохранению и приумножению своего конкурентного потенциала, обязана осуществлять инвестиционную деятельность.
Инвестиционная деятельность в организации реализуется посредством осуществления инвестиционной политики, которая имеет решающее значение для функционирования каждой организации. В экономической литературе авторы подходят к определению понятия «инвестиционной политики» с различных сторон.
С точки зрения системного подхода инвестиционная политика — это сложная система, управляющая инвестиционными ресурсами организации, система принципов и механизмов установления источников, структуры, объемов, направлений использования и возврата инвестиций в соответствии с инвестиционной стратегией компании [6, с. 86].
И.А. Бланк придерживается стратегического подхода в определении термина «инвестиционная политика», трактуя его как стержневой блок финансовой стратегии предприятия: инвестиционная политика — часть общей фи© И.А. Зацепилина, А.В. Меньшенина, 2011
нансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе и реализации наиболее эффективных форм реальных и финансовых его инвестиций с целью обеспечения высоких темпов его развития и постоянного возрастания его рыночной стоимости [2, с. 93].
Профессор В.В. Бочаров в своих ранних работах соглашался с трактовкой И. А. Бланка, характеризуя инвестиционную политику как часть общей финансовой стратегии предприятия, однако в настоящее время в своих публикациях он использует более широкую формулировку: «Инвестиционная политика предприятия — составная часть общей экономической стратегии, которая определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расширения его производственного и научно-технического потенциала», а также акцентирует внимание на систематических элементах инвестиционной политики. Таким образом, данный автор пытается сблизить два подхода к определению понятия «инвестиционная политика»: стратегический и системный [3, с. 32].
Основываясь на определениях инвестиционной политики в рамках различных подходов,
можно сформулировать определение, максимально отражающее сущность данного понятия. Инвестиционная политика — это составная часть экономической стратегии организации, представляющая собой систему решений и мероприятий по организации и управлению инвестиционной деятельностью организации, направленных на достижение стратегических целей.
Ориентация инвестиционной политики организации на решение именно долгосрочных, стратегических целей, а не текущих задач является главным условием успешной инвестиционной деятельности и всей организации в целом. Однако, с другой стороны, обязательным требованием к формированию инвестиционной политики является обеспечение вариативности, гибкости и допущения своевременных корректировок с учетом экономической конъюнктуры.
В качестве основных факторов, влияющих на формирование инвестиционной политики, выделяют анализ стратегических целей организации, анализ влияния внешней среды, определение периода проведения инвестиционной политики.
В зависимости от конкретных условий функционирования организации и особенностей формирования и реализации инвестиционной политики могут вырабатываться различные стратегии, обуславливающие основные направления инвестиционной политики. Различными авторами выделяются основные факторы, влияющие на инвестиционную политику. К числу таких факторов Г.А. Маховикова и
В.Е. Кантор относят форму собственности, тип организации (специализированная или диверсифицированная), отраслевую принадлежность, размер организации (крупная, средняя, малый бизнес), внешнюю среду функционирования (в том числе основные тенденции в экономике, налогообложение, участие государства в инвестиционной политике) [5, с. 35].
По мнению Ю.Н. Лапыгина, основным влияющим фактором является отраслевая специфика организации, причем «наиболее значимыми комплексами регионов являются организации, обеспечивающие все остальные системы ресурсами, необходимыми для их жизнедеятельности: финансовыми, людскими, информационными, материальными, энергетическими и временными» [4, с. 8].
Сформированная инвестиционная политика организаций реализуется в ходе осуществления совокупности инвестиционных программ и проектов, реализация которых служит достижением целей инвестиционной политики организаций. Реализация инвестиционной поли-
тики также подвержена воздействию рассмотренной совокупности факторов, влияющих в свою очередь на объекты инвестиционной политики — инвестиционные проекты.
В связи с особой экономической ролью, которую играют организации коммунального комплекса в экономике и их статусом, отличным от предприятий и организаций прочих отраслей, формирование и реализация ими инвестиционной политики имеет важное значение и ряд отличительных особенностей.
Для организаций коммунального комплекса в силу их значимости государственное влияние играет решающую роль. Организации коммунального хозяйства в Российской Федерации являются, по большей части, монопольными предприятиями, с этим связан непосредственный финансовый контроль их деятельности со стороны государства. В части инвестиционной политики контролю подлежит установление тарифов (в том числе инвестиционной надбавки), выбор контрагентов, оценка эффективности реализации инвестиционных программ.
Деятельность организаций коммунального хозяйства является исключительной и непосредственно влияет на состояние всей экономики страны. Важность реализации инвестиционных проектов и программ организациями коммунального хозяйства обуславливает законодательное закрепление этого процесса на федеральном уровне.
Реализация инвестиционной политики организаций коммунального комплекса осуществляется преимущественно посредством инвестиционных программ по развитию и модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Содержание и особенности этих программ и определяют направление инвестиционной политики организаций коммунального комплекса.
Современное состояние коммунального хозяйства характеризуется расширением участия частного сектора в производстве и реализации услуг абонентам. Несовершенство механизмов финансирования организаций коммунального комплекса за счет бюджетов различных уровней, низкий платежеспособный спрос на услуги, изношенность инженерных сетей и коммуникаций, отсутствие механизмов привлечения инвестиций, а также неэффективная политика в сфере регулирования тарифов привели к тому, что большая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства находится на грани банкротства. Доходов коммунальных комплексов хватает только на возмещение эксплуатационных затрат и аварийный ремонт. Вследствие сложившейся ситуации организации коммунального хозяйства находятся в таком поло-
жении, при котором требуется большой объем инвестиций для поддержания хорошего уровня обслуживания жителей. Важное значение для формирования инвестиционной политики организаций коммунального комплекса имеет Федеральный закон РФ от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». С принятием федерального закона № 210-ФЗ законодательно установлена обязанность организаций коммунального комплекса составлять производственную и инвестиционную программы.
По данному закону организацией коммунального комплекса является любое юридическое лицо независимо от его организационноправовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров, оказания услуг в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, или осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации бытовых отходов [1].
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса и расчет необходимых для её реализации финансовых средств является основанием для органа регулирования муниципального образования по установлению инвестиционных надбавок и тарифов на подключение. Одной из задач инвестиционной программы организации коммунального хозяйства является определение оптимальной схемы финансирования инвестиций в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, что повлечет за собой приток средств из разных источников. Предусмотренные законо-
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса — это разрабатываемая организацией коммунального комплекса и утверждаемая органами местного самоуправления программа мероприятий по строительству и модернизации коммунальной инфраструктуры, финансируемая за счет надбавки к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и из других источников [1].
Для развития коммунального комплекса разрабатываются и принимаются 3 программы:
1) производственная программа организации коммунального комплекса;
2) программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования;
3) инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры.
Эти программы различаются между собой по целям, срокам и субъектам их принятия. И в то же время они являются комплементарными по достигаемому результату (табл.).
дательством источники финансирования инвестиционной программы коммунального комплекса представлены на рис. 1.
Надбавка к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса — это ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса на основе надбавки к тарифу для потребителей, учитывается при расчетах с указанной организацией за производимые ею товары (оказываемые услуги) и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
Программы развития коммунального комплекса
Программа Цели Сроки Субъекты и порядок принятия
Производственная программа Обеспечение оказания коммунальных услуг Не менее одного года Самостоятельно разрабатывается и принимается организацией коммунального комплекса и подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Модернизация и повышение эффективности системы коммунальной инфраструктуры Не менее трех лет Разрабатывается органом местного самоуправления (на практике чаще всего исполнительным, который имеет профильную направленность) и утверждается представительным органом муниципального образования
Инвестиционная программа Обеспечение финансирования модернизации систем коммунальной инфраструктуры Не менее трех лет Разрабатывается организацией коммунального комплекса на основании условий технического задания, утверждаемого местной администрацией и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры
Составлено по: [1].
Рис. 1. Источники финансирования инвестиционной программы
Тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры представляет собой ценовую ставку, которая устанавливается для организации коммунального комплекса и используется для финансирования её инвестиционной программы.
Бюджетные средства на реализацию инвестиционной программы предоставляются органами местного самоуправления муниципального образования на основании заключенного инвестиционного соглашения (договора).
Под внешними поступлениями понимаются прочие источники финансирования инвестиций, в частности кредиты, займы и средства иных инвесторов.
Согласно Федеральному закону № 210-ФЗ расчет тарифов организации в соответствии со сроком окупаемости программы является необходимой составляющей при формировании инвестиционной программы. Приложением к инвестиционной программе являются: копии документов по привлечению долгосрочного
финансирования инвестиционной программы, расчет эффективности инвестиционных программ с обоснованиями их приоритетности по сравнению с иными возможными решениями, сроки проведения мероприятий по кварталам регулируемого периода.
Основными сведениями, которые должны содержаться в инвестиционной программе, являются:
• источники финансирования инвестиционной программы;
• сроки проведения мероприятий по годам и кварталам регулируемого периода;
• предполагаемые источники финансирования мероприятий;
• дисконтированный срок окупаемости;
• величина чистого денежного потока;
• величина достигаемого эффекта [1].
Основные этапы формирования инвестиционной программы организаций коммунального хозяйства представлены на рис. 2.
Программа комплексного Техническое задание главы
развития систем коммуналь- 1 N местной администрации
Проект тарифов и надбавок
Утверждение инвестиционной программы и проекта тарифов и надбавок
-А Договоры на подключение
Мониторинг реализации инвестиционной программы, предоставление ежеквартальных отчетов утвержденной формы
Рис. 2. Основные этапы формирования и реализации инвестиционной программы организаций коммунального комплекса
Инвестиционная программа организаций коммунального комплекса формируется на основании плана комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Инвестиционная программа по срокам реализации и объектам должна строго соответствовать данному плану. Все изменения и корректировки, вносимые в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, должны вноситься и в инвестиционную программу организации коммунального комплекса. Формирование инвестиционной программы организации коммунального комплекса завершается утверждением инвестиционной программы и проекта тарифов и надбавок в форме решения органа местного самоуправления муниципального образования.
Реализация инвестиционной программы начинается с момента подписания инвестиционного договора с администрацией муниципального образования, который определяет правоотношения между муниципальным образованием и организацией коммунального комплекса. По результатам реализации инвестиционной программы организация коммунального комплекса ежеквартально предоставляет отчеты в администрацию о ходе исполнения инвестиционной программы, соответствии объемов финансирования и реализации предусмотренным комплексным планом развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования и самой программой.
Отраслевая принадлежность всецело определяет специфику инвестиционной политики организаций коммунального комплекса. Особенности деятельности данных организаций в Российской Федерации, ограничения в получении дохода, отсутствие эффективного механизма привлечения инвестиций не позволяют осуществлять эффективную инвестиционную политику данным организациям. Это послужило причиной для появления нормативных документов на всех уровнях бюджетной системы, определяющих различные аспекты инвестиционной политики организаций коммунального комплекса. Однако следует заметить, что уже вступивших в силу нормативно-правовых актов недостаточно для урегулирования всех нераскрытых и спорных вопросов осуществления организациями коммунального комплекса эффективной инвестиционной политики.
На современном этапе для осуществления организациями, в том числе коммунального хозяйства, эффективной инвестиционной политики существует ряд проблем и объективных
ограничений как внешних, которые не зависят от организаций, так и внутренних.
В первую очередь, к внешним проблемам можно отнести недостаточно разработанную нормативную базу. До настоящего времени переход российской экономики к рыночным отношениям не в полной мере поддерживается нормативной базой, адекватной современным условиям. Данный факт подтверждается тем, что в нормативных документах не раскрыто понятие инвестиционной политики организаций. Приказ Минэкономики № 118 от 1 октября 1997 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий» в настоящее время является единственным нормативным документом по формированию и реализации организациями инвестиционной политики и определяет лишь азы её формирования. Такой факт приводит к тому, что организации осуществляют свою инвестиционную деятельность без целевой привязки к современной инвестиционной стратегии Российской Федерации. Также отсутствие четких принципов осуществления инвестиционной политики приводит к отсутствию системности её осуществления.
Еще одной внешней проблемой реализации инвестиционной политики можно считать сокращение финансирования инвестиционных проектов и программ предприятий за счет средств, зависящих от потребителей продукции. Причиной этому послужил экономический кризис, значительно повлиявший на деятельность российских предприятий: финансирование инвестиционной деятельности было сокращено или на время приостановлено. Данное обстоятельство наиболее существенно повлияло на деятельность организаций, обеспечивающих все остальные сегменты экономики ресурсами, необходимыми для их жизнедеятельности: материальными, финансовыми, энергетическими, информационными, — в том числе и организаций коммунального хозяйства. Сокращение производства на российских предприятиях, являющихся крупными клиентами организаций элек-тро-, газо- и водоснабжения, ликвидация организаций существенно сократили выручку организаций коммунального хозяйства и, соответственно, поступление инвестиционной надбавки к тарифам на реализацию инвестиционных программ. Сокращение темпов строительства в 2008-2009 гг. привело к сокращению также платы за подключение. Таким образом, в абсолютном выражении финансирование инвестиционных программ оказалось существенно ниже запланированных показателей, сокра-
щение финансирования выразилось в сокращении реализации инвестиционных программ и, как следствие, не достижении целевых показателей и запланированного эффекта. Данное обстоятельство послужило основанием для возникновения внутренней проблемы осуществления инвестиционной политики — необходимости пересмотра инвестиционных соглашений с муниципальным образованием, корректировки бизнес-планов на предмет изменения целевых ориентиров.
Отдельной внешней проблемой для эффективной реализации инвестиционной политики организаций коммунального хозяйства является отсутствие во многих регионах РФ разработанных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. При отсутствии этой программы организации комму-
нального комплекса не знают перспектив развития города и не могут планировать инвестиционную политику на долгосрочную перспективу. Это повышает риски организаций коммунального хозяйства, приводит к ухудшению их финансового положения и снижению качества услуг. Данный факт свидетельствует об отсутствии системности в планировании инвестиционной политики региона и о том, что многие регионы оказались не готовы к передаче полномочий по управлению коммунальным хозяйством на муниципальный уровень.
Данные Федеральной службы по тарифам РФ свидетельствуют о том, что, несмотря на рост числа принимаемых программ, существует проблема отсутствия качественных инвестиционных программ, которая является внутренней (рис. 3).
Экономическая сущность и значение инвестиций в ЖКХ
Инвестиции-долгосрочное вложение эконом-х ресурсов,в целях создания и получения чистой прибыли в будущем,превышающий авансированный первоначальный капитал.Важнейшим элементом реальных инвестиций яв-ся Капитальные вложения- это инвестиции в основной капитал,в том числе затраты на новое стр-во,расширениепроиз-ва.Состав и стр-ракап.вложений зависят от хар-равоспроиз-ва основных фондов и состава затрат.
Виды инвестиций:1)В зав-ти от объектов вложения капитала: —Реальныеинвестиции;
—Финансовые;—Интеллектуальные.2)По хар-ру участия инвесторов в инвестиционном процессе: —Прямые— предполагают непоср-ое участие инвестора во вложение капитала в конкретный объект инвестир-я. —Косвенныевложение капитала инвестора через финансовых посредников путем приобретения финансовых инструментов(акции инвест-х фондов). 3)По отн-ю объктов вложения: -Внутренние-вложение капитала в активы самого инвестора. –Внешние-вложение капитала в активы других хоз-х субъектов. 4)По периоду осущ-я: —Долгосрочные(от 3 и более лет); —Среднесрочные(от 1 до 3 лет); —Краткосрочные(до 1года). 5)По формам собственности инвестора: —Частные. Гос-е .Иностранные .Совместные-вложения осущ-е субъектами данной страны и субъектами иностр.гос-в. 6)По хар-руиспольз-я капитала: —Первичные-вложения капитала за счет как собственных так и заемных средств инвесторов. —Реинвестиции-вторичное использ-е капитала в инвестиц-х целях по средствам его высвобождения в рез-те реализации ранее осущ-х инвестиций. —Дезинвестиции-высвобождение ранее инв.капитала из инвестиц-го оборота без последующего использ-я в инвест-х целях. Источники инвестиций:1)Централизованные средства фед-го бюджета,бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов(бюджетные источники).2)Децентрализованные средства(внебюджетные)-собственные источники(чистая прибыль и амортизационное отчисление). Заемные источники(сбережения населения,кредиты банков).
Роль инвестиций в экономике:1)Инвестиции воплащаются в создаваемом объекте предприн-ой деят-ти,образуя активы(средства)инвестора.2)С помощью инвестиций осущ-сяперераспр-е ресурсов и средств между теми у кого они в избытке и теми у кого они ограничены.3)Инвестиции оказывают мультипликац-ое воздействие на развитие объемов произ-ва в стране и занятость населения.4)Чем эффективней происходят процессы инвестиров-я,тем успешней развивается произв-ый потенциал и соц.инфр-ра страны.
Факторы роста инвестиций:1)Распед-е получаемого дохода на потребление и сбережения.2)Основной побудит-ый мотив для инв-й-ожидаемая норма прибыли. 3)Ставка процента,т.к.дляинв-й исп-ся и заемные средства.4)Предполагаемый темп инфляции. Мультипликатора инвестиций – коэффициент, показывающий, какие изменения в объеме национального производства вызывают изменения в инвестиционных расходах. ЖКХ как объект инвестиций. ЖКХ-многоотраслевое хоз-во,охватывающее все важнейшие стороны жизни любого населенного пункта.Привлечение инвестиций в ЖКХ вытекают из проблем его функц-я.Инвестиции в жкх-экон-ие ресурсы напр-ые на модернизацию или расширение произ-го фонда жк сферы.
Особенности инвестирования в ЖКХ:1)Невысокая рентабельность вложенных средств,что затрудняет привлечение частного капитала.2)Инв-ии в жкх носят долговременный хар-р,поэтому инвесторы на прямую заинтересованы в предсказуемой политике.3)Предпр-я яв-сяестеств-ми локальными монополистами и имеют гарантир-ый рынок сбыта.4)За свои услуги отпускаемым потр-лем прежде всего населению,предпр-я имеют устойчивое поступление в виде живых денег.5)Инвестиц-ый риск жкх высокий6)сущ-т большие задолженности в отрасли.7)Приток инв-й ком-х предпр-й зависит от систем регул-я тарифов др.подсекторовжкх.
Способы привлечения инвестиций в ЖКХ:1)Лизинг оборуд-я-вид инв-ой деят-ти по передачи оборуд-я на опр-ыйсрок,наопр-х усл-х,обусловленный договором с правом выкупа имуществатем,кто получил оборуд-я по этому договору.2)Банковское кредитование и облигационные займы.3)Заключение договоров подряда на выполнение услуг частными компаниями на конкурентной основе,что не только снизит издержки при предоставлении жку,но и упростит упр-е объектами жкх.4)Передача в доверительное упр-е имущества муниц-х предпр-й и орг-й жкх,так называемом упр-м компаниям,кот. работают за фиксированное вознаграждение.5)Долгосрочная аренда имущества объектов жкх,прикот.большая часть отв-ти за жку ляжет на компанию оператора,а не муниц-ые органы.6)Концессия(аренда с правом изменения объекта) с усл-ми реабилитации объектов жкх,их эксплуатация с возвратом собств-ку после окончания сроков концессии стр-ва новых объектов жкх.7)Приватизация имущества жкх на возмездной основе частично компаниями физ.лицами.
Проблемы жкх:1)Физический износ осн.фондов сост-60% в том числе:котельных-55%, ком-х сетей водоснабжения65%,канализ.тепловых сетей63%,Эл.сетей58%,очистных соор-й водопровода54%. 2)Растет задолженность по оплате ком-х услуг населением и бюджетными орг-ми. 3)Высокая затратность и отсутствие стимулов для снижения издержек.4)Кризисное состояние жилищного фонда.
63. Содержание и основные этапы инвестиционного процесса в жилищно-коммунальном хозяйстве.Инвестиционный процесс — это последовательность этапов, действий, процедур и операций по осуществлению инвестиционной деятельности. Конкретное течение инвестиционного процесса определяется объектом инвестирования и видами инвестирования (реальные или финансовые инвестиции).
Целями инвестирования могут быть:
стремление компании к увеличению прибыли;
расширение масштабов деятельности компании;
стремление к престижу, общественному влиянию, власти;
решение социальных задач, например сохранение и увеличение рабочих мест, снижение уровня безработицы, повышение культурного и образовательного уровня людей;
решение экологических проблем и т.д.
Приоритеты тех или иных форм инвестирования определяются как внутренними, так и внешними факторами. Важнейшим из внутренних факторов является функциональная направленность, т.е. основная деятельность компании-инвестора. Другие внутренние факторы таковы: стратегическая направленность операционной деятельности, величина предприятия, этап его жизненного цикла..
В качестве основных этапов инвестиционного процесса выделяются три этапа.
1)принимаются решения об инвестировании в рамках его первой фазы, формируют цели инвестирования. 2) определяют направление инвестирования. 3) происходит выбор конкретных объектов для инвестирования, подготовка и заключение инвестиционного договора.
Инвестиционные ресурсы ЖКХ (ИР ЖКХ) — это совокупность материальных и нематериальных активов, используемая для реализации целей и задач инвестиционной деятельности предприятий и организаций ЖКХ, согласования интересов участников отрасли и разработки стратегии ее перспективного развития. Инвестиционный процесс в ЖКХ муниципального образования направлен на вложение свободных денежных средств или иных ресурсов в приобретение или качественное улучшение материальных и нематериальных активов с целью получения прибыли и повышения конкурентоспособности предприятий.
Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса осуществляется по двум направлениям. 1) предусматривает срочное привлечение бюджетных ресурсов и ресурсов международных кредитных организаций под гарантии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном комплексе. 2) стратегическое — предусматривает создание финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала посредством заемного финансирования и прямых инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.
К задачам органов государственной власти относятся:
· создание законодательной, нормативно-правовой и методической базы для реформирования жилищно-коммунального комплекса, проведения работ по его модернизации и привлечению частных инвестиций;
· предоставление средств федерального бюджета на финансирование межрегиональных и особо важных проектов по модернизации и технологическим преобразованиям жилищно-коммунального комплекса и тесно связанных с ним ресурсообеспечивающих энергетических комплексов на безвозвратной и возвратной основах, предоставление гарантий по привлечению заемных финансовых средств от международных финансовых организаций, а также иные формы поддержки привлечения частных заемных средств;
· софинансирование реализации программы адресной социальной защиты населения по оплате жилья и коммунальных услуг;
· создание и поддержка эффективных механизмов использования средств федерального бюджета для достижения целей подпрограммы.
64. Понятие ипотеки. Рынок ипотечного кредитования и его структура.
Ипотека — залог недвижимого имущества для обеспечения денежного требования залогодержателя к залогодателю. Ипотечное кредитование — это предоставление кредита под залог недвижимого имущества (ипотеку).
Под рынком ипотечных кредитов понимается «рынок, где обращаются только долговые обязательства с ипотечными гарантиями, предоставленными с целью содействовать рефинансированию ссуд, выданных под надежное обеспечение»Основные участники ипотечного кредитования:
* заемщики — физические и юридические лица, обратившиеся за получением ипотечного кредита
* кредиторы — банки и другие финансовые кредитные учреждения, предоставляющие ипотечные.кредиты заемщикам на основании оценки их кредитоспособности и осуществляющие последующее обслуживание данных ипотечных кредитов;
*страховые компании — лицензированные страховые компании, осуществляющие страхование заложенного жилья, страхование жизни и трудоспособности заёмщика и страхование гражданско-правовой ответственности участников ипотечного рынка;
*оценочные агентства — лицензированные страховые компании, осуществляющие независимую профессиональную оценку жилых помещений, являющихся предметом залога при ипотеке;
*Банки оказывают непосредственное влияние на динамику развития рынка ипотеки в целом, а также отражают сложившуюся ситуацию в этой области.
*Участники рынка ипотечного кредитования – юридические и физические лица, принимающие участие в процессах подготовки, выдачи, регистрации и обслуживании ипотечных кредитов
Лучшие коммунальные компании для инвестиций в 2021 году
Фото: facebook.com
6638
Сектор коммунальных услуг состоит из компаний, предоставляющих электричество, природный газ, воду, канализационные сети и другие услуги для жилых домов и предприятий.
Многие из этих компаний находятся под строгим регулированием. В их число входят крупные коммунальные предприятия, такие как Dominion Energy Inc (D), Duke Energy Corp (DUK) и Xcel Energy Inc (XEL).
Акции коммунальных предприятий, представленные фондом Utilities Select Sector SPDR ETF (XLU), за последний год значительно отстали от рынка в целом. Общая доходность XLU составила -2,3% за последние 12 месяцев, что намного ниже результата Russell 1000 на уровне 18,1% по состоянию на 18 января 2021 года. Все статистические данные в таблицах, с которыми вы можете ознакомиться ниже, приведены по состоянию на 19 января.
Далее расскажем про коммунальных предприятия с наилучшей оценкой, самым быстрым ростом прибыли и самой позитивной динамикой.
Коммунальные предприятия с наилучшей оценкой
В этот список вошли акции коммунальных компаний с самым низким скользящим соотношением цены к прибыли (P/E) за 12 месяцев. Поскольку обычно компании возвращают акционерам прибыль в виде дивидендных выплат и байбэков, низкий коэффициент P/E говорит о том, что вы платите меньше за каждый доллар полученной прибыли.
Рыночная капитализация ($млрд)
Скользящее соотношение P/E за 12 месяцев
Sempra Energy (SRE)
Vistra Corp (VST)
NRG Energy – интегрированная энергетическая компания, которая производит, продает и распределяет энергию и энергетические услуги. Компания предоставляет объекты для производства энергии, тепловой энергии и энергоресурсов. 5 января компания завершила сделку по приобретению Direct Energy у Centrica. О приобретении, в результате которого клиентская база NRG увеличилась на 3 млн клиентов по всей Северной Америке, было впервые объявлено в июле 2020 года, а сумма сделки составила $3,6 млрд.
Sempra Energy
Sempra – холдинговая компания, предоставляющая услуги в сфере энергетики, которая через свои дочерние компании производит электроэнергию, поставляет природный газ, управляет трубопроводами и хранилищами природного газа, а также развивает проект по производству энергии ветра.
В декабре компания объявила, что ECA Liquefaction, совместное предприятие с Infraestructura Energética Nova, S.A.B. de C.V., продлило соглашение об инвестициях в акционерный капитал с Total SE (TOT) в рамках проекта по экспорту сжиженного природного газа в Мексике.
Vistra также осуществляет свою деятельность в секторе энергетики. Компания обеспечивает производство электроэнергии, оптовые продажи и закупки энергии, управление товарными рисками и розничные продажи электроэнергии.
Коммунальные предприятия с самым быстрым ростом прибыли
В этот список вошли акции коммунальных предприятий с самым высоким ростом прибыли на акцию (год к году) за последний квартал. Увеличение прибыльности показывает, что бизнес компании стремительно развивается, благодаря чему предприятие обретает способность генерировать больше денег, которые можно реинвестировать или вернуть акционерам.
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-investitsionnoy-politiki-organizatsiy-kommunalnogo-kompleksa
Источник https://studopedia.ru/7_173384_ekonomicheskaya-sushchnost-i-znachenie-investitsiy-v-zhkh.html
Источник https://fomag.ru/news/luchshie-kommunalnye-kompanii-dlya-investitsiy-v-2021-godu/