Факторы, влияющие привлечению иностранных инвестиций — Иностранные инвестиции: проблемы их привлечения и эффективность использования

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Процесс активизации инвестиционной деятельности невозможен без анализа факторов, оказывающих на нее влияние. Такой анализ предполагает, прежде всего, систематизацию этих факторов.

Различают следующие группы факторов:

  • • объективные и субъективные;
  • • макроэкономические и микроэкономические.

К объективным относят те факторы, которые не зависят от деятельности государства в целом и предприятия в частности. К ним можно отнести, например, финансовые кризисы, возникающие время от времени в отдельных государствах или регионах, стихийные бедствия и т.п.

В свою очередь, субъективные факторы полностью зависят от деятельности государства и отдельных субъектов хозяйствования. В их числе можно назвать, например, уровень менеджмента и в управлении предприятиями, и в управлении государством; выбор предприятием научно-технической, инвестиционной и финансовой политики и т.д.

Помимо этого все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, в зависимости от их уровня, можно классифицировать на две группы:

  • первая — факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на микроуровне (внутренние факторы);
  • вторая — факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на макроуровне, т.е. все внешние факторы по отношению к организации [32].

К первой группе факторов можно отнести следующие:

  • размеры (масштабы) организации. Они самым непосредственным образом влияют на масштабы инвестиционной деятельности, так как крупные предприятия при прочих равных условиях располагают и более существенными финансовыми ресурсами по сравнению со средними и малыми;
  • финансовое состояние организации. Им определяются, прежде всего, объем и структура источников реинвестирования. Не имея достаточную финансовую устойчивость, организация, во-первых, сможет отвлечь незначительный объем финансовых ресурсов для реинвестирования или не реинвестировать вообще; во-вторых, использовать не каждый источник. Скорее всего, организации придется отказаться от долгосрочных дорогостоящих кредитов, а также других схем финансирования, предполагающих отвлечение средств из оборота на длительное время и по высокой цене;
  • применяемые способы исчисления амортизации. Амортизационные отчисления — один из важных собственных источников финансирования инвестиций. Экономическое содержание его состоит в следующем: амортизационные отчисления, накапливаемые организацией, представляют собой фонд, который в будущем будет использован для замены изношенного оборудования. Амортизационная политика должна носить такой характер, чтобы накопленных амортизационных отчислений было достаточно для обеспечения расширенного воспроизводства;
  • научно-техническую политику организации. Содержание научно- технической политики организации определяет уровень ее конкурентоспособности. Отсутствие стратегии научно-технического развития, финансирование капитальных вложений по остаточному принципу приводит промышленные предприятия к снижению уровня их конкурентоспособности и в перспективе — к утрате рынков сбыта продукции;
  • организационно-правовую форму хозяйствования. Она также влияет на инвестиционную деятельность предприятия. Та или иная форма хозяйствования определяет, в частности, уровень доверия кредиторов к организации: кредиторы склонны более доверять заемщикам с такой организационно-правовой формой хозяйствования, которая предполагает полную (неограниченную) ответственность собственников предприятия-должника по своим обязательствам. Например, к подобной организационно-правовой форме хозяйствования относятся полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные).

К обществам с ограниченной ответственностью кредиторы относятся с определенными опасениями, так как их учредители несут, по определению, ограниченную ответственность (в пределах своего вклада) по своим обязательствам, что, естественно, влияет на возможности и масштабы их инвестиционной деятельности.

Ко второй группе факторов, оказывающих влияние на инвестиционную деятельность организации, можно отнести:

состояние и динамику развития экономики страны. Это основной фактор, определяющий финансовые возможности государства и всех субъектов хозяйствования в осуществлении инвестиционной деятельности.

Состояние экономики страны определяет динамика таких показателей, как ВВП, ВНП, национальный доход, объем государственного бюджета и уровень его дефицита, уровень инфляции, объем и структура экспортно-импортных операций и др. От величины макроэкономических показателей зависят возможности государства, субъектов Российской Федерации и коммерческих организаций выделять необходимые ресурсы для инвестирования.

Известно, что темпы развития экономики зависят от эффективности использования имеющегося потенциала и от темпов вложения инвестиций. Необходимо стремиться к тому, чтобы темпы роста экономики опережали темпы роста вложенных инвестиций;

уровень инфляции. Инфляция самым существенным образом влияет на активность инвестиционной деятельности в стране. При этом следует иметь в виду, что с уровнем и динамикой инфляции тесно связаны уровень и динамика ставки рефинансирования Центральным банком коммерческих банков. В свою очередь имеется непосредственная связь между ставкой рефинансирования и средней ставкой по коммерческим кредитам.

Кривая спроса на инвестиции зависит от ставки банковского процента по коммерческим кредитам и ожидаемой нормы чистой прибыли от вложенных инвестиций (рис. 1.1).

Кривая спроса на инвестиции

Рис. 1.1. Кривая спроса на инвестиции

Из рисунка следует, что связь между этими параметрами обратная: повышение ставки банковского процента (цены кредита) приводит к снижению ожидаемой доходности инвестиций. Как следствие, инвестиционная активность, заинтересованность инвестора снижаются. И наоборот, инвестиционная активность значительно возрастет, если доходность инвестиционного проекта будет выше ссудной ставки;

  • привлечение иностранного капитала. Важным условием оживления инвестиционной деятельности является привлечение иностранного капитала. Инвестиционную активность иностранцев сдерживает весьма неблагоприятная для предпринимателей система российских законов, норм, регулирующих их хозяйственную деятельность, а также политическая и социальная напряженность в стране. Среди основных негативных факторов иностранные инвесторы выделяют:
  • • высокий уровень коррумпированности российского чиновничества;
  • • отсутствие гарантий безопасности;
  • • нестабильность налогового законодательства;
  • • несоответствие правил ведения бухгалтерского учета международным стандартам.

Действующий с 1999 г. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предоставил иностранцам благоприятный режим предпринимательской деятельности, что полностью отвечает международным стандартам.

Стремление ослабить негативное воздействие перечисленных факторов на приток иностранных инвестиций обусловило введение в России ряда гарантий, льгот и преференций для зарубежных предпринимателей, вкладывающих капитал в национальную экономику;

налоговое законодательство. Следующим существенным фактором, влияющим на оживление инвестиционной деятельности, является налоговая система и степень ее совершенства. В современных условиях налоговый пресс, особенно для промышленных предприятий, таков, что у них во многих случаях не остается достаточных средств для развития и модернизации производства.

Совершенствование налоговой системы видится в оптимизации налоговых ставок, а также сокращении количества налогов на всех уровнях.

Установление оптимальной ставки налога на прибыль является важнейшей проблемой. Экономической науке известна кривая зависимости поступлений налогов в бюджет от ставки налога (рис. 1.2).

На основании рис. 1.2 делаем вывод о том, что налоговые поступления в бюджет в зависимости от увеличения налоговой ставки возрастают до определенной величины (точка А), а затем снижаются. Следовательно, оптимальной ставкой налога является ставка, которая соответствует точке А.

Зависимость налоговых поступлений в бюджет как функция от ставки налога (кривая Лаффера)

Рис. 1.2. Зависимость налоговых поступлений в бюджет как функция от ставки налога (кривая Лаффера)

Эта зависимость на практике четко не проявляется, хотя в ней имеется определенная логика. При установлении налоговой ставки необходимо соблюдать следующие принципы:

  • • уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его дохода;
  • • ставки всех видов налогов в совокупности должны быть такими, чтобы общее налоговое бремя на налогоплательщика было не чрезмерным, а умеренным;
  • • налоговые ставки должны периодически пересматриваться исходя

из сложившейся экономической и социальной ситуации в стране;

• налоговые ставки должны стимулировать рост производства, заинтересованность в труде и защищать малоимущие и бедные слои

Важным аспектом совершенствования налоговой системы является установление определенных льгот по налогу на прибыль для предприятий, направляющих инвестиции на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства;

  • уровень развития малого и среднего бизнеса в стране. Известно, что экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Усиливающееся влияние развития малого бизнеса на инвестиционную деятельность обусловлено следующими причинами:
  • • более высокой отдачей от инвестиций, вкладываемых в развитие малого бизнеса, по сравнению с направлением их на развитие крупного;
  • • сокращением срока окупаемости инвестиций, если они направляются на развитие малого и среднего бизнеса;
  • • более быстрым и дешевым осуществлением технического перевооружения, внедрением и апробированием новых технологий, проведением частичной автоматизации производства, достижением оптимального сочетания механизированного и ручного труда;
  • • появлением среднего класса, заинтересованного в стабилизации экономики, располагающего достаточным уровнем доходов, готового потреблять не самые дешевые товары и услуги. Формирование в России среднего класса — один из приоритетов национального развития, основа для роста инвестиционной активности;
  • инвестиционную политику государства. Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика — одна из составных частей экономической политики государства. Под инвестиционной политикой понимается целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может влиять на темпы и объем производства, ускорение научно-технического прогресса, изменение структуры общественного производства, решение социальных проблем.
Читать статью  Ангелы против венчурных инвесторов: от кого стартапу брать инвестиции |

Государство может влиять на инвестиционную активность с помощью различных рычагов: промышленной, кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, осуществляющим капитальные вложения; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и др.

Среди прочих макроэкономических факторов можно выделить:

  • • правовое обеспечение инвестиционной деятельности;
  • • социальное и политическое положение в обществе;
  • • наличие свободных экономических зон;
  • • степень риска вложения инвестиций.

Из этого перечня факторов можно сделать вывод, что многие из них тесно взаимосвязаны и в конечном итоге все они влияют не только на инвестиционную деятельность, но и на состояние экономики страны в целом.

Факторы которые влияют на приток инвестиций

Инвестиционный климат тесно связан с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика представляет собой совокупность мер организационного и экономического воздействия органов управления на уровне страны, региона, города или предприятия, направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций.

Инвестиционный климат выступает объектом воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной политики, а с другой — является ее результатом. [5, c. 78]

Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат, подразделяются по возможности воздействия на них со стороны общества на:

— объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение, демографическая ситуация и др.);

— субъективные (связанные с управлением деятельностью людей).

Хотя Казахстану свойственны изобилие природных ресурсов и стратегическое месторасположение, по мнению многих иностранных инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но все же нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативной по отношению к иностранным инвестициям внутренней политикой Правительства Республики Казахстан. В результате опроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан: [10, c. 111]

2) финансовый риск;

3) налоговый и финансовый режим Казахстана;

4) правовая инфраструктура /темпы перемен в сфере права;

5) валютный контроль.

Два из пяти факторов, не являясь чисто экономическими, оказывают существенное влияние на приток инвестиций в республику. И хотя такие факторы, как налоговый и финансовый режим и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральных в странах СНГ, они также не способствуют притоку иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов.

Важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически эффективное и для государства, и для инвестора состояние. Несомненно, то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты.

Не последнюю роль в привлечении иностранных инвестиций сыграет последовательно проводимый курс на приватизацию собственности и разгосударствление. Создается рыночный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватный современным международным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с превалированием административных методов, он постепенно заменяется на простой и понятный для иностранных партнеров, с четким распределением функций.[10, c. 113]

Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством республики, основой для широкого и всестороннего инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов — реальные социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами.

Нельзя упускать, что при формировании благоприятного инвестиционного климата следует учитывать не только внутренние, но и внешние факторы, способные оказывать на него влияние, общее состояние рынка мирового капитала и то, что иностранные инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями. Поэтому Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особо льготные для них условия.

Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых: [11, c.24]

1) национальный режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы;

2) правительственные гарантии от имени республики;

3) гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;

4) гарантии от экспроприации и др.

Самым главным фактором, препятствующим притоку портфельных инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует нормально функционирующий рынок ценных бумаг — реальная основа для привлечения подобных инвестиций в эту область. Несмотря на успешный дебют казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии интеграции в международный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредственно вытекают из предыдущего: неопределенность, «непрозрачность» рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, — все это сдерживает иностранного инвестора от вложения денег в ценные бумаги Казахстана.

В последние годы в Республике Казахстан наметились определенные предпосылки для создания нормального инвестиционного климата. В первую очередь к ним следует отнести создание рыночной инфраструктуры — банков, бирж, инвестиционных фондов, консалтинговых организаций, страховых обществ, рекламных агентств и др.

К факторам, положительно влияющим на инвестиционный процесс, можно отнести развитие информационных технологий. Созданы системы телекоммуникаций, электронной почты, спутниковой, и т.д. обеспечен выход в зарубежные коммуникационные сети и их базы данных.[11, c. 25]

Однако наиболее существенный фактор, способный возродить инвестиционный процесс — это складывающийся слой отечественных специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики. В предкризисный период они смогли обеспечить проведение акций, присущих рыночной экономике. Это тендеры, торги, конкурсы, аукционы в инвестиционной, проектно-сметной, подрядной и других сферах деятельности, в результате чего заложены основы будущих инвестиционных процессов.

Для создания более благоприятного инвестиционного климата в Казахстане необходим целый ряд различных мер:[11, c. 26]

— совершенствование законодательной базы;

— либерализация внешней и внутренней торговли;

— формирование частного сектора;

— развитие рыночной инфраструктуры;

— устойчивость банковской системы;

— развитие валютного рынка;

— упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах и многие другие факторы.

Как видно, наиболее важным фактором, которому придают наибольшее значение иностранные инвесторы, является дальнейшее совершенствование законодательной базы, так как это прямой способ поддержки со стороны государства капиталовложений зарубежных инвесторов. В принципе, уже не мало сделано в осуществлении государственной поддержки прямых инвестиций, к примеру, уже закрепленными в нашем законодательстве являются следующие аспекты:

— предоставление государственных гарантий по защите интересов инвесторов;

— свобода репатриации прибыли и вывоза капитала;

— упрощенная процедура регистрации предприятий;

— свободный доступ иностранных предприятий к приватизации объектов, возможность приобретения земли и недвижимости;

— формирование рыночной системы ценообразования;

— свобода предпринимательской деятельности;

— предоставление льгот и преференций инвесторам для реализации проектов в приоритетных секторах экономики.

Основными законодательными актами в формировании общегосударственной системы по поддержке и привлечению иностранных и отечественных прямых инвестиций, помимо Конституции страны, являются:

— Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы;

— законы о валютном регулировании, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах;

— указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона, о недрах и недропользовании, о нефти, о земле, о страховании и другие.

Таким образом, государственная поддержка прямых инвестиций заключается в законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности, установлении системы льгот и преференций, наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед иностранными инвесторами.[11, c. 27]

Целью государственной поддержки прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики.

Теперь необходимо кратко рассмотреть основные законодательные акты, обеспечивающие инвестиционную деятельность на территории Республики Казахстан.

Читать статью  Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ

1. Для эффективной реализации инвестиционного проекта могут предоставляться следующие льготы и преференции: [1]

1) государственные натурные гранды;

2) на срок до 5 лет с момента заключения контракта понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100 % основной ставки, а также на последующий период до 5 лет понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество в пределах не более 50 % основной ставки;

3) полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

2. Размеры льгот и преференций определяются в зависимости от объемов прямых инвестиций, обязательств инвестора по срокам реализации проекта, его окупаемости, приоритетности сектора экономики и других условий.

Если говорить о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам, то к ним относятся:[1]

1. неограниченные права утвержденного инвестора на распоряжение своей долей акций хозяйственного товарищества в уставном фонде, на свободный перевод капитала, прибылей и доходов, полученных в результате продажи долевого участия или акций, при условии оплаты налогов и других обязательных платежей;

2. запрет на создание государственных монополий, контролирующих сбыт товара, произведенного инвестором;

3. отмена мер контроля или регулирования цен при сбыте сырья или продаже товаров;

4. беспрепятственное открытие счетов в национальной и иностранной валюте, проведение конвертации валюты в тенге;

5. осуществление мер таможенного регулирования, направленные на защиту инвесторов и повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции;

6. законодательная защита инвестиций, прибылей, дивидендов, прав и законных интересов инвестора;

7. запрет государственным органам и должностным лицам на создание препятствий инвесторам в управлении имуществом.

Положительной чертой является наличие подробного изложения контракта между инвесторами и Государственным комитетом по инвестициям, который предоставляет все льготы и преференции, что освобождает инвестора от утомительной бюрократической волокиты, существующих в государственных органах. Также необходимо отметить факт наличии нормы, гарантирующей защиту интересов иностранных инвесторов в случае ухудшения их положения изменениями в казахстанском законодательстве.

Необходимо обратить внимание на стратегически важные, приоритетные сектора экономики, развитие которым придается особое значение, а именно:

— объекты города Астана;

— жилье, объекты социальной сферы и туризма;

Таким образом, процесс государственной поддержки прямых инвестиций в Республике Казахстан, а также взаимодействие государства с различными субъектами экономики выглядит следующим образом:

1. проведение правовой реформы (в рамках которой ожидается принятие еще ряда законов помимо существующих, а также дальнейшее совершенствование уже существующих законодательных актов);

2. облегчение бремени налогообложения (предоставление льгот и преференций);

3. предоставление государственных гарантий;

4. административная реформа (направленная на четкое определение функций государственного управления и преодоление бюрократизма);

5. поддержание макроэкономической стабилизации (жесткий контроль со стороны государства денежно-кредитной политики, темпов инфляции, приверженность государства политике экономических реформ);

6. организационное оформление иностранного и отечественного корпоративного капитала в лице транснациональных и национальных компаний, акционерных обществ и финансово-промышленных групп, составляющих сегодня стержень экономики и тесное сотрудничество которых с государством, становится неизбежным и оправданным;

7. серьезный капитал заинтересован в поддержке государства в виде прямого содействия государства в продвижении конкурентоспособной продукции на мировые рынки сбыта, в создании благоприятных условий при реализации проектов реконструкции промышленности и производственной инфраструктуры и т.д.;

Правительство Казахстана намерено усилить государственное воздействие на инвестиционные процессы. Речь идет, прежде всего, о согласовании инвестиционного развития ключевых производств. Также предстоит увязать стратегические интересы республики и практические действия государства и капитала, заключение соглашений должно предусматривать взаимные обязательства государства и ведущих вкладчиков капитала в осуществлении крупных, стратегически важных проектов в целях структурно-технологической перестройки экономики, другими словами согласование ценовой, тарифной, таможенной и валютной политики, а также других направлений взаимодействия.

На современном этапе развития Казахстан нуждается не только в зарубежных, но и в отечественных инвестициях, вкладываемых одновременно в различные отрасли экономики. При чем со стороны государства будут приложены все усилия по дальнейшему углублению и расширению экономического сотрудничества.

Факторы, влияющие на эффективность инвестиций, инвестиционную привлекательность и инвестиционную деятельность

Инвестирование — сложный многогранный процесс, на который влияет множество факторов. Знание их имеет важное научное и практическое значение. С практической точки зрения знание таких факторов, механизма их влияния на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций является основой для разработки научно обоснованной инвестиционной политики и более эффективного управления инвестиционным процессом.

Под эффективностью инвестиций понимается получение экономического или социального результата на один рубль инвестиций.

В отечественной практике для определения экономической эффективности инвестиций в основной капитал используются формулы

где Э„ — абсолютная эффективность инвестиций в основной капитал; П — прибыль (бухгалтерская, чистая), полученная в результате вложения инвестиций в основной капитал; К — инвестиции в основной капитал (капитальные вложения); Ток срок окупаемости капитальных вложений.

Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций, недостаточно изучены и слабо освещены в научной литературе. Кроме того, у авторов нет единой позиции при исследовании этого вопроса.

Факторы, влияющие на эффективность инвестиций, можно классифицировать по следующим признакам.

В зависимости от масштабности влияния их можно разделить на три уровня:

  • • факторы, влияющие на эффективность инвестиций на макроуровне;
  • • факторы, влияющие на эффективность инвестиций на региональном уровне;
  • • факторы, влияющие на эффективность инвестиций на уровне предприятия (организации).

Рассмотрим эту классификацию более подробно.

К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на макроуровне, можно отнести:

  • • эффективность проводимой государством экономической и социальной политики;
  • • инвестиционный риск;
  • • совершенство налоговой системы;
  • • уровень инфляции;
  • • политическая и социальная обстановка в стране;
  • • ставка рефинансирования ЦБ РФ и процентная ставка коммерческого банка;
  • • инвестиционная привлекательность;
  • • совершенство нормативной базы в области инвестиционной деятельности;
  • • степень совершенства инвестиционной инфраструктуры;
  • • созданные условия для привлечения иностранных инвестиций;
  • • эффективность проводимой государством инвестиционной политики; и др.

К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на региональном уровне, можно отнести:

  • • эффективность проводимой экономической и социальной политики в регионе;
  • • инвестиционная привлекательность региона;
  • • созданные условия для привлечения иностранных инвестиций;
  • • совершенствование налоговой системы на региональном уровне;
  • • эффективность проводимой региональной инвестиционной политики;
  • • степень совершенства региональной инвестиционной инфраструктуры;
  • • уровень инвестиционного риска и др.

К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на уровне предприятия (организации), можно отнести:

  • • эффективность проводимой предприятием экономической и социальной политики;
  • • наличие эффективной инвестиционной политики;
  • • качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции;
  • • уровень использования основных производственных фондов и производственных мощностей;
  • • степень рациональности использования имеющихся ресурсов на предприятии;
  • • компетентность руководителей предприятия и степень совершенства управления предприятием;
  • • качество и эффективность реализуемых инвестиционных проектов; и др.

В зависимости от направленности воздействия на эффективность инвестиций все факторы можно объединить в две группы:

  • позитивные, положительно влияющие на эффективность инвестиций;
  • негативные, отрицательно влияющие на эффективность инвестиций.

К позитивным факторам можно отнести, например, снижение уровня

инфляции, налогового бремени, ставки рефинансирования ЦБ РФ и др., а к негативным — обострение экономического кризиса в стране; нестабильную социальную и политическую обстановку, повышение уровня инфляции и др.

В зависимости от характера возникновения все факторы, влияющие на эффективность инвестиций, можно объединить в две группы:

  • • объективные, возникновение которых не связано с человеческой деятельностью, а обусловлено природными или подобными явлениями;
  • • субъективные, связанные и обусловленные человеческой деятельностью, в частности управленческой и созидательной.

Все факторы, влияющие на эффективность инвестиций, в зависимости от времени их возникновения можно разграничить на временно и постоянно действующие.

В зависимости от степени влияния на эффективность инвестиций все факторы можно разделить на три группы:

  • • оказывающие существенное влияние;
  • • оказывающие менее существенное влияние;
  • • оказывающие слабое влияние.

Эта классификация правомерна только для небольшого отрезка времени, так как с изменением ситуации меняется и степень влияния отдельных факторов.

Между эффективностью инвестиций, инвестиционной привлекательностью и инвестиционной деятельностью существует тесная взаимосвязь (см. рис. 9.4).

Взаимосвязь между эффективностью инвестиций, инвестиционной привлекательностью и инвестиционной деятельностью

Рис. 9.4. Взаимосвязь между эффективностью инвестиций, инвестиционной привлекательностью и инвестиционной деятельностью

Таким образом, эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность, инвестиционная привлекательность — инвестиционную деятельность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее инвестиционная деятельность, и наоборот.

Под инвестиционной привлекательностью па макроуровне понимаются экономические, правовые, политические, социальные и другие условия, созданные государством всем субъектам хозяйствования, а также иностранным инвесторам для выгодного вложений инвестиций с целью развития национальной экономики.

Читать статью  Сколько денег нужно для вложения инвестиций - минимальные и оптимальные суммы

Инвестиционная привлекательность на макроуровне зависит от:

  • • политической стабильности и ее предсказуемости на будущее;
  • • основных макроэкономических показателей, характеризующих состояние национальной экономики (уровня инфляции, темпов роста ВВП, объемов выпуска промышленной продукции, процентных ставок рефинансирования ЦБ РФ, дефицита бюджета и др.) и их прогноза на будущее;
  • • наличия и степени совершенства нормативных актов в области инвестиционной деятельности;
  • • степени совершенства налоговой системы в стране;
  • • социальной, в том числе криминогенной, обстановки в стране;
  • • степени инвестиционного риска и др.

Инвестиционная привлекательность на макроуровне создает как бы общий фон и для инвестиционной привлекательности на региональном уровне и уровне отдельно взятого предприятия. В то же время инвестиционная привлекательность на этих уровнях может существенно отличаться от общего фона.

Инвестиционная привлекательность регионов интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможности привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков.

Инвестиционная привлекательность того или иного региона зависит от многих факторов:

  • • степени индустриального развития региона;
  • • географического расположения и природно-климатических условий;
  • • степени развития инфраструктуры, в том числе для инвестиционной деятельности;
  • • существенности имеющихся льгот для инвесторов в регионе;
  • • наличия полезных ископаемых и степени выгодности их разработки; и др.

Под инвестиционной привлекательностью предприятия (организации) понимается обобщенная характеристика с точки зрения перспективности, выгодности, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в его развитие за счет собственных средств и средств других инвесторов.

Инвестиционную привлекательность предприятия (организации) характеризуют следующие факторы:

  • • показатели эффективности работы предприятия в динамике;
  • • показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия в динамике;
  • • перспективы развития предприятия и возможности сбыта продукции;
  • • репутация предприятия (имидж) на внутреннем и международном рынке;
  • • рыночный курс акций предприятия;
  • • величина чистой прибыли, приходящаяся на одну акцию; и др.

Понятие «инвестиционная деятельность» и «инвестиционная привлекательность» тесно связаны между собой. В данном случае, на наш взгляд, инвестиционная привлекательность является фактором, а инвестиционная деятельность — следствием.

Инвестиционная деятельность в значительной степени зависит от инвестиционной привлекательности. Создание хороших условий для выгодного вложения инвестиций является основой для расширения инвестиционной деятельности. При их отсутствии инвестиционная деятельность снижается.

В Законе РФ № 39-ФЗ понятие «инвестиционная деятельность» трактуется следующим образом: «Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Это — официальная трактовка. В научной литературе приводятся и другие определения этого понятия.

В соответствии с определением чем больше средств направляется на инвестиции, тем выше уровень инвестиционной деятельности.

Масштабы инвестиционной деятельности на макроуровне характеризуют следующие показатели:

  • • совокупный объем привлеченных инвестиций, направленных на экономическое развитие страны;
  • • объем реальных инвестиций, в том числе капитальных вложений, направленных на развитие экономики страны;
  • • доля инвестиций в ВВП и национальном доходе;
  • • доля капитальных вложений в ВВП и национальном доходе;
  • • общий объем привлеченных иностранных инвестиций, их доля в общих инвестициях;
  • • темпы роста и прироста инвестиций в динамике, в том числе капитальных вложений;
  • • темпы роста и прироста ВВП и национального дохода;
  • • темпы роста и прироста объема выпуска важнейших видов промышленной продукции;
  • • коэффициент ввода и выбытия основных производственных фондов; и др.

Масштабы инвестиционной деятельности на микроуровне характеризуют следующие показатели:

  • • капитальные вложения в динамике, направленные на развитие производства;
  • • доля чистой прибыли, направляемой на развитие производства;
  • • масштабы производственной деятельности предприятия в динамике;
  • • ввод в действие производственных мощностей в динамике;
  • • темпы ввода и выбытия основных производственных фондов;
  • • величина долгосрочных заемных средств;
  • • величина инвестиций в сопоставимых ценах в динамике;
  • • величина привлеченных иностранных инвестиций; и др.

В связи с тем, что между инвестиционной деятельностью, инвестиционной привлекательностью и эффективностью инвестиций существует довольно тесная связь, факторы, влияющие на эффективность инвестиций и инвестиционную привлекательность, в значительной мере оказывают воздействие и на инвестиционную деятельность.

Известно, что темпы развития экономики зависят от эффективности использования уже имеющегося производственного потенциала и от темпов вложения инвестиций. Необходимо стремиться к тому, чтобы темпы роста экономики опережали темпы роста вложенных инвестиций.

Инфляция самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность, которая, в свою очередь, зависит от состояния экономики (при стабилизации и подъеме экономики она снижается). С процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита.

Кривая спроса на инвестиции (И) зависит от ставки процента (Сп) и ожидаемой нормы чистой прибыли (Нп) от вложенных инвестиций (рис. 9.5).

Таким образом, чем выше ставка процента, тем ниже спрос на инвестиции; такая же связь существует между спросом на инвестиции и ожидаемой нормой чистой прибыли.

Кривая спроса на инвестиции

Рис. 95. Кривая спроса на инвестиции

Выгодно вкладывать инвестиции, если норма чистой прибыли превышает ставку процента, т.е. Нп > Сп. И наоборот: если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, т.е. Сп > Нп, для предприятия инвестиции невыгодны.

Обратная зависимость между нормой чистой прибыли и спросом на инвестиции объясняется тем, что с повышением уровня инфляции растет и ставка процента. В этих случаях к реализации могут быть приняты только инвестиционные проекты, у которых норма чистой прибыли превышает или равна ставке процента. Таким образом, с ростом ставки процента требования к эффективности инвестиционных проектов пропорционально увеличиваются, следовательно, количество проектов, способных удовлетворить эти требования, сокращается, и спрос на инвестиции снижается.

Существуют номинальная и реальная ставки процента. Реальная ставка отличается от номинальной на уровень инфляции, т.е.

где Ср — реальная ставка процента; Сн — номинальная ставка процента; Уи — уровень инфляции.

Именно реальная, а не номинальная ставка процента играет существенную роль в принятии инвестиционных решений.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: для привлечения и повышения эффективности инвестиций инвестиционным процессом необходимо управлять. Управление не означает прямое и мелочное вмешательство государственных или региональных и местных органов власти в инвестиционный процесс.

В условиях рынка управлять инвестиционным процессом — значит создавать цивилизованные правила игры для всех инвесторов, а также благоприятные условия для оживления инвестиционной деятельности и повышения эффективности инвестиций.

Государство может воздействовать на инвестиционный процесс при помощи самых различных рычагов: экономических, административных, правовых и др.

В условиях рыночных отношений приоритет должен быть отдан в первую очередь экономическим рычагам, так как они по своей сущности в наибольшей степени отвечают рыночной экономике.

Административные рычаги необходимо использовать только в случае, если для достижения определенной цели, имеющей важное экономическое и социальное значение для страны, экономические рычаги недостаточны или малоэффективны.

Государство на основе совершенствования налоговой системы, проведения разумной финансово-кредитной политики и других рычагов должно обеспечить стабильность экономики и низкий темп инфляции, что является условием для оживления инвестиционной деятельности.

Очень важно, чтобы инвестиционная деятельность в стране регулировалась определенными законодательными актами, имеющими долговременный характер.

За годы перехода на рыночные отношения была создана определенная нормативная база в области инвестиционной деятельности, сыгравшая и играющая определенную позитивную роль в инвестиционной деятельности. Основные ее недостатки заключаются в том, что она затронула далеко не все стороны инвестиционной деятельности, часто изменяется и поэтому еще далека от совершенства.

Все это является одной из причин слабого притока иностранных инвестиций в экономику России. Хорошая нормативная база — фундамент в управлении инвестиционным процессом.

Важное значение для решения этой проблемы имеет Закон № 39-ФЗ, в котором достаточно подробно перечислены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Знание факторов, механизм их влияния на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций имеют важное научное и практическое значение, в первую очередь для управления инвестиционной деятельностью на любом уровне. Но при этом необходимо учитывать всю совокупность факторов, так как только в этом случае можно управлять инвестиционной деятельностью и достигать поставленной цели. Требуется комплексный подход при управлении инвестиционной деятельностью. Такой подход обеспечивает инвестиционная политика.

Источник https://studref.com/428313/ekonomika/faktory_okazyvayuschie_vliyanie_investitsionnuyu_deyatelnost

Источник https://studbooks.net/1650404/finansy/faktory_vliyayuschie_privlecheniyu_inostrannyh_investitsiy

Источник https://studme.org/102902/ekonomika/faktory_vliyayuschie_effektivnost_investitsiy_investitsionnuyu_privlekatelnost_investitsionnuyu_deyatelnos

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.