Инвестиции в человеческий капитал — основная проблема качественного экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Ключевым фактором современного экономического роста становятся инвестиции в человека, в развитие человеческого капитала об этом свидетельствует опыт многих стран. Инвестиции в человеческий капитал создают условия для устойчивого экономического роста, постоянной адаптации социально-экономической структуры к новым направлениям научно-технического прогресса. Кроме того, инвестиции в человека формируют спрос во множестве сопредельных секторов, обусловливая тем самым значительный мультипликативный эффект
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лаврова Л. А.
Теоретические подходы к формированию организационно-экономического механизма инвестирования семейного человеческого капитала
Investments into the human capital — the basic problem of qualitative economic growth
The key factor of modern economic growth becomes investments into a person, into development of «the human capital», experience of many countries testifies to it. Investments into the human capital create conditions for steady economic growth, constant adaptation of social and economic structure to newdirections of scientific and technical progress. Besides investments into the person it forms demand in set of adjacent sectors, causing that significant multiplication effect.
Текст научной работы на тему «Инвестиции в человеческий капитал — основная проблема качественного экономического роста»
определение механизма функционирования организационной системы через набор правил, целей, критериев и функций, регламентирующих функционирование системы и ее отдельных элементов — целе-тюлагания, управления, иерархии активных элементов. В качестве последнего замечания методологического характера остановимся на необходимых предпосылках создания методов проектирования механизмов управления экономическими системами: разработке систем планирования, оценки функционирования и учета изменений трансформируемой системы. Таким образом, отсутствие надежных методов проектирования эффективных механизмов на основе применения современных подходов, в том числе и теории активных систем, определяет сложность применения устоявшихся теоретических конструкций и требует их дальнейшей адаптации и совершенствования в направлении обоснования исследования и построения механизмов систем управления.
1 Большие системы: моделирование организационных механизмов / 13.Н. Бурков, Б. Данев, А.К. Еналеев, В.В. Конд-
ратьев, Т.Б. Нанева, A.B. Щепкин. Институт проблем управления. — М.: Наука, 1989 (III). — 15л. ISBN 5-02-006561-7.
2. Экономические механизмы / Кульман А.. — М.: Наука, 1993. — 121с.
3. Механизмы функционирования организационных систем / Бурков В.Н., Кондратьев В.В. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981. — 384 с.
4. Пермичев Н.Ф. Методология формирования механизма стратегического управления предприятием. — Н. Новгород — 2003.
5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997.
6. Игнатьева A.B., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебн. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 157 с. ISBN 5-238-00213-0.
ЁЛКИН Станислав Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит», докторант.
Статья поступила в редакцию 12.09.06. © Ёлкин С. Е.
УДК 331.52 Л. А. ЛАВРОВА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ -ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Ключевым фактором современного экономического роста становятся инвестиции в человека, в развитие человеческого капитала — об этом свидетельствует опыт многих стран. Инвестиции в человеческий капитал создают условия для устойчивого экономического роста, постоянной адаптации социально-экономической структуры к новым направлениям научно-технического прогресса. Кроме того, инвестиции в человека формируют спрос во множестве сопредельных секторов, обусловливая тем самым значительный мультипликативный эффект.
Вопрос о приоритетной роли человеческого капитала активно обсуждается политическим руководством страны и правительственными экспертами на протяжении последних двух лет. Эта проблематика нашла отражение в посланиях Прези-
дента РФ Федеральному собранию РФ.
Стратегия развития России на период до 2010 года определяет «. восстановление человеческого капитала как одну из главных целей реформ». При этом боль-
I шинство программ федерального и регионального уровня, реализуемых в нашей стране, предусматривает реформирование системы управления и финансирования в системе образования, здравоохранения, в сфере социального обеспечения нуждающихся, а
. также в области стимулирования занятости и поддерж-
II ки самозанятости активного в деловом отношении
населения. Основным результатом проведения такого рода мероприятий становится развитие институциональных ресурсов, модернизация современной системы их воспроизводства и саморазвития, а также совершенствование совокупного трудового, биофизического, интеллектуального, организационно-предпринимательского и культурно-нравственного капитала населения страны [1, с. 10].
В целом для того, чтобы перевести экономику страны в качественно новое состояние, обеспечить конкурентоспособность, гибкость и последующий экономический рост, нужны значительные инвестиции [2, с. 19].
Наличие необходимых технологических возможностей для быстрого перемещения потоков капитала, экономической и научно-технической информации
Человечески й капитал
ГИПЕРУРОВЕНЬ мировое хозяйство
Коммерческий успех и экономический рост
Рис. 1. Концентрация инвестиций, способствующая повышению темпов экономического роста (пунктирная линия — корректировка автора)
в сочетании с всевозрастающими ресурсами человеческого капитала должно привести к концентрации инвестиций в наиболее перспективных, с экономической точки зрения, направлениях, ускорению нововведений и, следовательно, повышению темпов экономического роста в целом (см. рис. 1) [3].
Заметим, что капиталом человек становится, только будучи субъектом экономической деятельности, то есть когда произведенные в него инвестиции начинают работать и приносить прибыль. Инвестиции в человеческий капитал — это затраты, направляемые на получение образования и приобретение профессии, на поддержание здоровья, воспитание подрастающего поколения, на получение определенной информации и т.д.
В качестве инвесторов вложений в человеческий капитал могут выступать международные фонды и организации, государство (в лице Правительства), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, образовательные, медицинские и прочие социальные учреждения, домохозяйства (индивиды) в соответствии с уровнем инвестирования (см. рис. 2).
Инвестиции в человеческий капитал можно разделить по отраслям социальной сферы, вследствие чего можно определить капитал здоровья, капитал образования и капитал культуры [4). Этим видам инвестиций в человеческий капитал уделяется наибольшее внимание, поскольку они общественно целесообразны и экономически необходимы. Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. При этом в любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение.
В последние годы в некоторых странах Европейского Союза был проведен ряд исследований, направленных на изучение влияния человеческого капитала на экономический рост. Вот некоторые результаты этих исследований:
1) увеличение набора в среднюю школу на 1 % ведет к увеличению ВВП на душу населения в размере от 1% до 3% ежегодно;
2) каждый дополнительный год образования приводит к 0,5-1,2%-ному увеличению экономического роста;
микроуровень предприятия, фирмы, заводы, фабрики, соцучреждения
совокупность носителей человеческого капитала
трудоспособное население социально уязвимое население
Рис. 2. Уровни инвестирования человеческого капитала
3) увеличение среднестатистического уровня образования на один год поднимает производство продукции на душу населения на 6%;
4) ежегодный прирост человеческого капитала на 1% в высшем образовании обеспечивает 5,9%-ное увеличение темпа роста ВВП на душу населения [5].
Наряду с образованием наиболее важными являются инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Это приводит к продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Однако инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.
Эффект от инвестиций в капитал культуры для общества имеет прежде всего социальный характер: формирование культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Вместе с тем в сфере культуры, безусловно, возможна реализация проектов, приносящих коммерческую выгоду инвестору. Существуют и
ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
пассивные иивестиции в человеческий капитал
— • инвестиции в здоровье
_ • инвестиции в физическое
воспитание _ • инвестиции в культуру
социально уязвимое трудоспособное население
активные инвестиции в человеческий капитал
• инвестиции в образование
• инвестиции в науку
Новые товары НИОКР
Рис. 3. Активные и пассивные инвестиции в человеческий капитал
исследования, подтверждающие зависимость эффективности труда человека от его предпочтений, мировоззрения, общего уровня его культуры.
Инновационный тип экономического роста предусматривает максимальную степень реализации полезного потенциала, которым обладает экономика, и в первую очередь, способностей и знаний человека.
Определяя взаимосвязь инвестиций в человеческий капитал с экономическим ростом, предлагаем классифицировать их следующим образом:
1) инвестиции в человеческий капитал пассивного характера (инвестиции в капитал здоровья, капитал культуры);
2) инвестиции в человеческий капитал активного характера (инвестиции в капитал образования) (см. рис. 3).
При инвестициях в человеческий капитал пассивного характера должны учитываться объективные обстоятельства, при которых человек не может самостоятельно решить свои жизненные проблемы. Социальная справедливость требует законодательного введения социальных стандартов, гарантирующих удовлетворение потребностей нуждающихся. Но одновременно неприемлем любой социальный паразитизм, злоупотребление принципом солидарности, траты ресурсов общества на нужды тех, кто вполне может обойтись без его поддержки.
Создание социального комфорта для наиболее активных слоев российского общества — главный приоритет общественного развития, квинтэссенция нового понимания социальной справедливости, которая сопровождается инвестициями в человеческий капитал активного характера. Поддержка активных — тех, кто способен и хочет самостоятельно решать свои жизненные проблемы, готов много и упорно трудиться, использовать свои знания и талант, но для этого нуждается в стартовой помощи.
Социальная справедливость и эффективность требуют последовательного наращивания поддержки социально-экономической активности населения. Нужны механизмы льготного предоставления разнообразных ресурсов активным людям, которые, однажды получив поддержку, дальше смогут самостоятельно решать свои проблемы. Активные инвестиции напрямую влияют на экономический рост. Поскольку, во-первых, труд высококвалифицированных специалистов оказывает положительное влияние на темпы экономического роста; во-вторых, результат интеграции образования и науки выражается в виде инновации (как следствие инвестирования интеллектуального капитала), которой присущ более высокий технологичный уровень, новые потребительские качества товара и услуги. Но в то же время активные инвестиции бессмысленны без инвестиций в человеческий капитал пассивного характера, т.к. они представляют собой основу для их эффективной реализации. То есть необходимо, чтобы образованный человек был здоров и мог осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и внедрять их в производство, т.е. осуществлять инновационную деятельность, в результате которой имеет место рыночный успех.
Инвестиции в человеческий капитал помимо социальных эффектов предполагают экономический эффект для инвестора. Для работника мотивацией к поддержанию здоровья, получению образования и формированию профессиональных навыков является дифференциация его доходов. Для фирмы, вклады-вающей деньги в развитие персонала, — это повы-шение производительности труда работников. Для общества в целом эффект выражается в поддержании конкурентоспособности национальной экономики и росте ВВП.
Сегодня все больше инвестиций осуществляется не в технику, а в первую очередь — в реальный ка-
индивидуальным уровень (накопление человеческого капитала состоит из определенных затрат человека, направленных:)
ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
на поддержание здоровья — »на получение общего или специального образования
• на поиск работы
• на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве
• на миграцию по зависимым и независимым от человека причинам
• на рождение и воспитание детей
• на поиск приемлемой информации и ценах
_ и заработках и т.п.
мнкроуровень (стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы, а именно:)
повышение квалификации уже принятых работников медшденское обследование оплата больничных листов нетрудоспособности затраты по охране труда добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой
| оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы
‘ благотворительная помощь социальным институтам и т.п.
макроуровень (государственная политика воплощается в жизнь при финансовой и организационной
поддержке человека, предпринимателей и социальных институтов общества)
социальные трансферты, оказываемые населению (натуральная и денежная формы)
> прямое бюджетное финансирование
• кредитование инвестиций в человеческий капитал
> развитие кооперативных связей между учебными заведениями и фирмами
Отрасли: образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры
Рис. 4. Соотношение уровней, отраслей, способов и механизмов инвестирования человеческого капитала России
чественныи рост производительном силы человека. Многие страны мира ищут подходы к инвестиционной политике, при которой все факторы экономического роста, обусловленные инвестициями, будут достигаться посредством прироста производительной силы человека и ее влияния на изменение структуры и объема национального богатства страны. Речь идет о политике, когда человек (как производитель и потребитель в одном лице) наделяется (в различных формах) инвестициями, обеспечивающими воспроизводство и качественное улучшение его производительной силы.
В настоящее время для России характерно наличие ряда серьезных проблем, связанных с человеческим капиталом, которые отрицательно влияют на ее экономический рост. Это объясняется тем, что в отечественной экономике проблемы развития производительных способностей человека всегда рассматривались как второстепенные в системе государственного регулирования, что не могло не отразиться на функционировании национальной экономики и обеспечении качества экономического роста.
Государственная политика, направленная на обеспечение воспроизводства человеческого капитала и качества экономического роста, воплощается в жизнь, как правило, при значительной финансовой и организационной поддержке предпринимателей и социальных институтов общества, для чего необходимо радикальное изменение не только экономической политики, но и самой идеологии экономических преобразований.
Качественный экономический рост должен превратиться в приоритетную задачу теории и экономической политики. Необходимо выработать и реализовать государственную программу роста экономики на основе ее модернизации, с тем чтобы человеческий фактор стал решающим элементом экономического роста и развития.
На взгляд автора, в целях увеличения доли человеческого капитала в инвестиционной политике не-
обходимо предусмотреть соотношение уровней, отраслей, способов и механизмов инвестирования человеческого капитала (рис.4).
Решить проблемы качества роста представляется возможным на определенных уровнях, которые в органическом единстве позволят обеспечить качественный рост и социально-экономический прогресс в развитии.
Первый уровень, факторно-экономический, предполагает преобладание в структуре факторов роста научно-технического прогресса, инвестиций в основной и человеческий капитал, инноваций.
Второй /уровень, структурно-экономический, предполагает опережающее развитие наукоемких отраслей с высокой добавленной стоимостью, отраслей, производящих современные технологии.
Третий уровень, социально-экономический, предполагает преодоление высокой дифференциации доходов, справедливое распределение национального дохода, в особенности полученного за счет природных ресурсов, алкоголя, табака и т.д.
Практика показывает, что одновременно с ростом производства возникает задача распределения произведенного продукта. Проблема заключается втом, что даже при достижении относительно высоких темпов экономического роста разрыв между про-мышленно развитыми и развивающимися странами практически не сокращается. В связи с этим возникает противоречие: с одной стороны, экономический рост сталкивается с различного рода ограничителями и способен породить определенные проблемы, с другой стороны — возникает необходимость обеспечения экономического роста и увеличения его темпов, для того чтобы повысить уровень благосостояния населения. Разрешение этого противоречия видится в разработке механизма, активизирующего экономический рост нового качества, что позволило бы максимально снизить его ограничители.
Итак, на сегодняшний день назрела острая необходимость в новых методологических подходах и
2006 г. 2016 г. 2026 г. 2036 г.
+ 10-12 лет = +10 лет = +10лет =
2007 г. 2019 г. 2029 г. 2039 г.
сырьевой ф-р ЭР-тах первичный эффект сырьевой ф-р-50% вторичным эффект сырьевой ф-р 4- сырьевой ф-р ЭР-тш
инвестиции в ЧКот инвестиций в ЧК челов-кип ф-р-50% от инвестиции в ЧК челов-кин ф-р «Г челов-кип ф-р ЭР-тах
Схема 1. Переход от сырьевого фактора экономического роста к фактору человеческому
новом инструментарии, позволяющих разраоотать и запус тить механизм, который бы, с одной стороны, обеспечивал достижение сбалансированного устойчивого экономического роста России, а с другой — активизировал дальнейшее повышение его качества.
Функционирование данного механизма должно быть направлено на инвестирование не только основного, но и человеческого капитала. Экономическими субъектами, которые могут быть инициаторами подобного инвестирования, являются государство и гражданское общество, реализующие политику реформ как долгосрочную программу социально-экономических преобразований. Однако в процессе внедрения механизма активизации экономического роста в России в отношении инвестирования человеческого капитала могут возникнуть определенные проблемы, требующие незамедлительного решения.
Наиболее благоприятную перспективу имеет экономическая политика, обеспечивающая согласованное развитие макро- и микроэкономических систем.
Макроуровень, (уровень государства). На данном уровне необходимо разработать инвестиционную политику стимулирования вложений в человеческий капитал, в образование и профессиональную подготовку, повышение квалификации и т.д. в процессе внедрения современного механизма активизации экономического роста. Она должна основываться на социально-экономических и научно-технических прогнозах, определять среднесрочные и долгосрочные цели инвестиционной деятельности, основные пути их достижения, служить базой для выбора инвестиционной стратегии, разработки инвестиционных программ и проектов, определяя критерии для их оценки и отбора.
Основная особенность механизма активизации устойчивого экономического роста России в современных сложившихся условиях — это его исключительная направленность на инвестирование человеческого капитала на ближайшие 2 года. Только так через 10-20 лет можно будет сохранить достаточно высокие темпы роста на фоне затухающего влияния сырьевого фактора в течение 30 лет (запасы нефти и таза в России при сегодняшнем уровне добычи). В случае резкого падения мировых цен на нефть (что не исключено) либо резкого падения объема экспорта (что еще более возможно) Россия снова окажется в крайне тяжелой ситуации. Этот процесс можно изменить только при условии общего изменения экономической политики.
Переход от сырьевого фактора экономического роста к фактору человеческому по годам можно представить следующим образом (схема 1).
Автор убежден в том, что до тех пор, пока государство располагает достаточным количеством средств, которые были накоплены вследствие удержания завышенных цен на нефть на мировом рынке и сохраняются в Стабилизационном фонде, необходимо определенную их часть или значительную долю средств Инвестиционного фонда направить именно на инвестирование человеческого капитала
активного характера (в образование, науку, НИОКР).
Необходим реальный переход к так называемой экономике знаний. Придется изменить и общественное сознание в отношении деятельности по производству знаний. За последние 15 лет престиж науки как «дела жизни» резко упал.
Мезоуровень (региональный уровень) и локальный уровень (уровень муниципального образования). Одним из основных направлений деятельности регионального правительства должно быть создание на территории субъекта федерации благоприятных условий инвестиционной деятельности, обеспечивающих достижение главной стратегической цели инвестиционной политики — последовательного повышения уровня жизни населения.
Для того чтобы регион осуществил переход в «фазу инвестиционного оживления и подъема», первоначально необходимо создать минимально необходимую нормативную базу привлечения инвестиций, подготовить ряд законодательных документов, регулирующих и стимулирующих расширение инвестиционной деятельности. На этом этапе государственная поддержка инноваций, выявление и освоение рыночных ниш — «точек роста региональной экономики» — будут стимулировать интенсивный приток прямых инвестиций.
Микроуровень (уровень предприятий). Выход на траекторию устойчивого экономического роста также зависит от развития на микроэкономическом уровне. В последнее время стратегия компаний дополняется задачами органичного развития сотрудников, сокращения негативного воздействия на окружающую среду, формирования позитивного восприятия организации у потребителей, клиентов, т.е. во внешней среде. Постепенно акценты перемещаются с чисто финансовых результатов (рост прибыли, ВВП) на более широкие показатели, включающие человеческий капитал, качество жизни и тому подобные, которые непросто просчитать. Все более важным фактором роста микроэкономических систем выступают нематериальные активы. Во многих случаях в корпорациях стоимость производственных мощностей становится ниже ценности нематериальных активов. Все большую роль играет человеческий капитал — люди, работающие на предприятии и являющиеся носителем уникальных для данной организации знаний, атакж еинф орманионные системы .
Индивидуальный уровень (хозяйствующий субъект, семья). В процессах всесторонней трансформации и модернизации общества возрастает роль семьи. Государство и гражданское общество должны объединять свои усилия и оказывать всемерную поддержку российским семьям. В последние годы в субъектах Российской Федерации интенсивно развивается семейная политика, разрабатываются и реализуются проекты и программы работы с семьей. Сложность и комплексность данного вопроса требуют эффективного системного подхода для формирования действенной семейной политики в интересах человека и государства.
Прорывом к созданию социально ориентированной экономики могут и должны стать первые национальные проекты в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства. Перспективы этих национальных программ обеспечиваются тем, что их не только выдвинул президент В В. Путин, но, судя по всему, не выпускает из своих рук контроль за их исполнением. За этим стоит стремление развернуть реформирование страны лицом к человеку. Решение социальных проблем является основанием для поддержания экономического роста нашей страны на достаточно высоком уровне в ближайшие годы.
1. Цели развития тысячелетия в контексте России: от экономического роста к устойчивому социальному развитию, основанному на правах человека / Под ред. Г. Хлебникова. — М.: Информ-Знание, 2005. — 32 с.
2. Слепов В. Инвестиции как фактор экономического роста // Финансы, 1999. — № 1.
3. Дагаен А. Экономический рост и глобализация технологического развития //Менеджмент в России и за рубежом, 1999. — № 1.
4. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. /И.13. Ильинский — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996 — 163 с.
5. Юткина Ю. Кому нужны образованные люди?// Личные деньги 15.11.2004//Ырр.//ычпм.personalmoney.ru
ЛАВРОВА Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, соискатель кафедры экономической теории и предпринимательства.
Статья поступила в редакцию 03.10.06. © Лаврова Л. А.
УДК 316.346.2 в. Ю. МАМАЕВА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕНДЕРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ
В статье обосновывается необходимость применения методологии тендерного анализа к исследованию процессов и отношений социально-трудовой сферы. На основании результатов исследований автора дается анализ отношения к тендерной политике на предприятиях и в организациях г. Омска.
Сегодня тендер воспринимается не просто как новая парадигма в исследовании пола, а как прообраз нового видения, новая модель общественных связей и взаимодействия. Вместе с тем проблема учета тендерных аспектов и приоритетов в регулировании общественных отношений, проведения соответствующей тендерной политики звучит по-новому для современного российского общества, особенно для многих регионов. При разработке общеметодологических подходов к исследованию тендерных отношений в обществе в целом в отечественных академических кругах в последние годы сделано немало: появился ряд публикаций философского, исторического, политического, социологического, экономического характера, начали выходить серьезные научные монографии, выпускается учебная литература, проводятся научные конференции, в ряде крупных городов России появились Центры ген-дерных исследований и пр. Однако обсуждение тендерных проблем остается своего рода элитной сферой узкого профессионального круга ученых, в целом эта тема является закрытой, малоисследованной. Специфические вопросы регулирования тендерных отношений в социальном управлении в литературе практически не освещены.
Еще сложнее дела обстоят на практике, особенно на уровне региона, эта тема до сих пор не стала сфе-
рой проведения крупных научных исследований, а тем более, принятия управленческих, политических, экономических решений. Серьезно стоят вопросы тендерного просвещения. Вопросы необходимости проведения тендерной политики на уровне предприятий и организаций, в т.ч. в сфере управления человеческими ресурсами, не осознаются как актуальная потребность. Между тем современные предприятия и организации, а также все субъекты управления социально-трудовой сферой (включая кадровые службы, топ-менеджмент, линейных руководителей, кадровые и рекрутинговые агентства, представителей служб занятости, административных работников) являются теми социальными агентами, теми общественными институтами, где как раз формируются и закрепляются многие стереотипы, полоролевые модели поведения, восприятие имиджа, статуса, роли мужчин и женщин, которые затем репродуцируются на все общество в целом.
В этом смысле сфера профессиональной занятости и труда является ключевой и показательной в формировании тендерных отношений, особенно в Российском обществе послереформенного периода. Даже предварительный анализ позволяет достаточно четко обозначить тенденции, когда, например, шансы найти «хорошую» и высокооплачиваемую работу, реализоваться в профессии, продвинуться
Инвестиции в человеческий капитал
Все факторы процесса производства являются результатом различных видов инвестиций, которые обеспечивают качественное их совершенствование. Все то, что составляет человеческий капитал, также приобретается или преумножается посредством инвестиций в человека, в развитие его производительных способностей.
Инвестиции в человеческий капитал – это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым – производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем
В данном определении отражается причинно-следственная связь между инвестициями в человека, ростом производительности и доходов работника. Определяется также и экономическая сущность самих инвестиций как вложения капитала в различные объекты в целях получения дохода либо другого положительного эффекта.
Однако важно знать, что одних инвестиций для формирования производительных способностей, особенно творческих способностей, недостаточно, так как необходимо желание самого человека.
Инвестирование в человеческий капитал – это осознанная и целенаправленная деятельность самого носителя этих производительных качеств. Поэтому важна мотивация работников к повышению производительности и качества труда, т. е. к инвестированию в человеческий капитал.
Виды инвестиций в человеческий капитал:
• расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку работника по месту работы;
• расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий и др.;
• расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места со сравнительно высокими производительностью и доходами.
Инвестиции в человеческий капитал имеют специфические черты, отличающие их от других видов инвестиций:
• формирование человеческого капитала путем инвестиций выгоднее всего осуществлять в начальный период жизни человека, так как доходность инвестиций в человеческий капитал прямо зависит от срока его службы;
• результаты инвестирования в человеческий капитал не всегда имеют денежную форму, а могут приобретать социальный, психологический, культурный, моральный и другие эффекты, увеличивающие экономический результат;
• инвестиции в человеческий капитал преумножают производительные качества человека, эффективность и производительность его как работника, но и как обучающегося, т.е. инвестиции ускоряют и облегчают процесс дальнейшего накопления знаний и опыта;
• передача человеческого капитала может осуществляться и неформальными путями, в процессе совместной трудовой деятельности (например, передача производственного опыта);
• накопленный в результате инвестиций человеческий капитал выступает значимым фактором его воспроизводства в следующем поколении (например, уровень образования матери является определяющим фактором будущего уровня образования ее детей).
Инвестиции в человеческий капитал могут осуществлять сам его обладатель, т.е. индивид, предприятия и организации, образовательные учреждения и общество в лице государства.
Однако инвесторы будут вкладывать свой капитал только тогда, когда ожидают получить от этого вложения соответствующую отдачу, превышающую первоначальные вложения.
Так почему же государство участвует в этом процессе в качестве инвестора? Причин тому несколько.
Во-первых, внедрение достижений научно-технического прогресса в производство требует постоянного переобучения и повышения квалификации работников, иначе будет расти структурная безработица. Переобучение легче происходит у работников, имеющих некоторый уровень знаний, быстрее усваивающих новые навыки. Поэтому государство, прибегая к “принудительным” мерам, устанавливает норму всеобщего среднего образования.
Во-вторых, высококвалифицированный работник более производителен и продуктивен, а значит, вносит больший вклад в рост общественного продукта.
В-третьих, любое государство стремится утвердить определенные ценности, установки, приоритеты, т.е. проводит соответствующую идеологию, для скорейшего восприятия которой необходимо грамотное население.
В-четвертых, инвестируя в здравоохранение, государство обеспечивает себя здоровыми трудовыми ресурсами, эффективно использующими рабочее время, а значит, и более продуктивными, и др.
Почему же предприятия и организации инвестируют собственные средства в своих работников? Ради получения более высокого дохода от вложенных в работника инвестиций. Инвестируя в своих работников, организации стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность. Кроме того, переподготовить работника гораздо выгоднее, чем заменить его новым. По расчетам, проведенным в компании “Дженерал электрик”, затраты на переподготовку одного инженера втрое меньше, чем на поиск, прием на работу и на адаптацию нового работника.
Однако риск таких вложений достаточно велик, ведь повысив свое образование и квалификацию за счет средств организации, работник может в любой момент поменять место работы, и тогда отдачу от вложенных инвестиций в человека организация не получит. Чтобы снизить такой риск, организации инвестируют свои средства не в общий человеческий капитал (т. е. в знания и навыки общего хакера, которые могут быть использованы практически в каждой организации), а в специальный (который нужен и применим преимущественно в данной организации), продать который другой организации для работника проблематично. Но если уж такое случилось, то организация заключает с работником договор о том, что последний обязуется проработать в организации определенный срок (обычно 7-10 лет) и не увольняться, в противном случае работник полностью возмещает организации сумму инвестиций в его человеческий капитал (например, стоимость обучения).
Частные инвестиции – это инвестиции человека в самого себя. Их размер и интенсивность зависят от ряда факторов. Самостоятельно принимая решение об инвестировании (особенно в образование), человек не знает, каким будет соотношение спроса и предложения в момент получения им профессии, будет ли он востребован как работник или пополнит армию безработных. Такая неопределенность тормозит инвестиционную активность человека. Кроме того, сегодня цена получения профессии постоянно растет, а значит, потенциально возрастает период окупаемости затрат на образование, причем о будущей доходности с большой долей вероятности мы судить не можем.
Тем не менее инвестиции в человеческий капитал являются основой накопления нематериального богатства общества, которое происходит в сфере образования, культуры и здравоохранения, включая в себя накопление опыта во всех отраслях и сферах экономики.
Принципы эффективности инвестиций в человеческий капитал
Евстремская, А. А. Принципы эффективности инвестиций в человеческий капитал / А. А. Евстремская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73085/ (дата обращения: 11.08.2022).
Одной из характерных черт современной экономики является высокий темп развития информационных технологий. Научно-технический прогресс, как следует, требует соответствующего развития трудовых ресурсов с целью эффективного восприятия изменения социально-экономической системы. В этих условиях повышение эффективности человеческих ресурсов является одной из важнейших задач инвестиционной деятельности организации и достигается только при условии эффективной системы управления инвестициями, наличия обоснованной стратегии развития производственных единиц, учетом ключевых факторов капиталоотдачи объекта инвестирования.
Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции, принципы эффективности управления инвестициями.
Само понятие человеческого капитала можно рассматривать как совокупность профессиональных знаний и навыков, врожденных и приобретенных способностей, а также личностные черты, такие как мотивация, энергия, психическое и физическое здоровье, которые используются человеком в процессе трудовой деятельности [2]. Важно понимать, что капиталом способности и умения человека становятся только тогда, когда реализуются в практической деятельности соответствующей компетенции. Способности, не приносящие в процесс создания продукции или оказания услуг никакой пользы, в человеческий капитал не относят.
Процесс инвестирования в человеческий капитал включает в себя множество этапов, в которых поочередно инвестором выступают сам работник или работодатель [6] (рис.1).
Рис. 1. Этапы инвестирования в человеческий капитал
Работники, являясь по сути своей объектом инвестирования, также могут выступать и инвесторами, так как именно они целенаправленно поддерживают или обновляют уровень своих профессиональных качеств.
Для эффективного управления инвестиционным процессом организации необходима стратегия, которая бы выявляла конкретные сферы деятельности, в которых накопленный человеческий капитал проявился по максимуму и где уже необходимы дополнительные ресурсы для повышения человеческого потенциала (возможности обучения, повышения квалификации, поддержания здоровья работника).
При выборе той или иной стратегии необходимо определить факторы, влияющие на эффективность инвестиционного процесса:
Факторы инвестиционного процесса в человеческий капитал [3]
Управляемые
Слабоуправляемые
Неуправляемые
1. Уровень образования
2. Занимаемая должность
3. Техническая оснащенность рабочего места
4. Степень самостоятельности решений
5. Длительность и качество инвестиций
1. Личные интересы работника
2. Качества работника
3. Физическое и психическое состояние здоровья
1. Гендерные особенности
2. Возраст и опыт работы на предыдущих должностях
3. Продолжительность жизни
4. Природные способности
Как видно из таблицы 1, факторы можно разделить по степени их управляемости со стороны работодателя. К управляемым относятся факторы, которые действуют уже на рабочем месте, после принятия сотрудника в компанию — это уровень знаний, который можно улучшить благодаря кадровой политике, оснащенность рабочего места необходимым оборудованием и т. д. Слабоуправляемые — это те факторы, которые в большей степени зависят от работника, нежели чем от работодателя. К ним относятся здоровье, личностные особенности работника и его трудовой стаж [7]. Наконец, неуправляемые факторы не зависят ни от работника, ни от компании.
Специфичность инвестиционного процесса в человеческий капитал заключается в добровольном выборе со стороны работника набора факторов, которые бы способствовали повышению его эффективности [1]. Даже при сильном желании и большом объеме инвестиций человеческий потенциал не превратить в работающий капитал без личного интереса работника. Кроме того, на эффективность человеческого капитала влияет и возраст его «носителя». Поэтому задача инвестора заключается в том, чтобы правильно определить направления инвестирования в человеческий капитал с учетом его текущей капиталоотдачи.
Эффективность управления инвестициями в человеческий капитал может повыситься за счет соблюдения определённых принципов, которые бы, с одной стороны, учитывали особенности работника-объекта инвестирования, а с другой, обеспечивали установленный уровень развития персонала [1,4]:
Рис. 2. Принципы эффективной инвестиционной деятельности в человеческий капитал
Принцип равновесия, или сбалансированности, мотивов и стимулов участников инвестиционного процесса в человеческий капитал является одним из основополагающих, на взгляд автора. Как было описано выше, особенность человеческого капитала — это его двойственная направленность в инвестиционном процессе, поэтому при определении видов, объёмов, темпов инвестиций должны учитываться интересы всех участников проекта. Стимулы нужно выбирать исходя из целесообразности и адекватности мотивов участников инвестиционной деятельности. Различные социологические опросы работников предприятий показывают, что наиболее эффективный стимул для развития своих способностей является уровень заработной платы [5]. Немногие, в основном это люди, занимающие высокую должность, стремятся повысить уровень своей профессиональной компетенции, чтобы получить хорошую репутацию, обеспечить карьерный рост и т. д. Поэтому для эффективного инвестирования в человеческий капитал требуется разработка мероприятий по стимулированию потребностей не только за счет увеличения дохода работника, но и за счет потребностей высшего порядка.
Важным является принцип соинвестирования в человеческий капитал как предприятия, так и его работников. Работник компании может быть как объектом, так и субъектом инвестиционной деятельности [5]. В одном случае он выступает как ресурс, во втором случае работник сам стремится повысить свою профессиональную эффективность, а также текущий заработок. Этот принцип характеризует взаимовыгодное участие заинтересованных сторон.
Не менее значимым является принцип оценки и корректировки направлений развития работников. Важно своевременно отслеживать, какие процессы повышают эффективность человеческого капитала, а какие, наоборот, распыляют потенциал работника и не соответствуют стратегии предприятия [8]. Данный принцип реализуется в прохождении работником тестирования, проведения опроса, выявляющего пробелы в полученных знаниях, результаты программы повышения квалификации и т. д.
Последним методологическим принципом управления инвестициями в человеческий капитал является адресность инвестиций. Инвестиции должны направляться в конкретного работника или группу, точечно и целенаправленно в те элементы их человеческого капитала, способности и умения работника, которые принесут максимальную полезность в деятельности предприятия. Данный принцип обеспечивает дифференцированный подход в выборе направлений инвестиций и элементов человеческого капитала, качество которых сдерживает развитие предприятия [2]. За счет концентрации на отдельных работниках принцип адресности в управлении инвестициями позволяет наиболее эффективно и экономно провести данный процесс.
Таким образом, при организации инвестиционной деятельности предприятия в человеческий капитал необходимо руководствоваться обозначенными принципами. Они могут выражаться в разных формах, однако комплексность их использования способна обеспечить синергетический эффект, что увеличит эффективность управления инвестициями. Все обозначенные принципы подчеркивают необходимость во взаимодействии как работника организации, так и работодателя — инвестора.
- Булатова А. Механизм управления человеческим капиталом. Ж. Экономика и бизнес: теория и практика, 2018. Режим доступа: [https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-upravleniya-chelovecheskim-kapitalom-1];
- Ворожбит О. Человеческий капитал организации в разрезе оценки стоимости бизнеса. монография / Под общей научной редакцией д-ра. экон. наук О. Ю. Ворожбит. — Владивосток: ВГУЭС, 2017. — 129 с.;
- Долгова Т., Мешкова Ю. Об эффективности использования человеческого капитала. Научный вестник Южного института менеджмента, № 2, 2015. Режим доступа: [https://cyberleninka.ru/article/n/ob-effektivnosti-ispolzovaniya-chelovecheskogo-kapitala];
- Новикова В. Инвестиции в человеческий капитал в России как фактор социально-экономического развития страны// Современные технологии управления. ISSN 2226–9339. — № 2 (38). Номер статьи: 3805. Дата публикации: 2014–02–08. Режим доступа: [https://sovman.ru/article/3805/];
- Турчаева Р. Внутриорганизационные факторы и принципы эффективности управления инвестициями в человеческий капитал. Современные проблемы науки и образования. — 2015. -№ 1 (часть 1);
- Турчаева Р., Рыбалкина З. Факторы эффективности использования человеческих ресурсов на предприятиях строительной сферы. М.: Вестник ун-та «Государственный университет управления», 2014. № 6. С. 207–218.;
- Эрфурт К. Особенности инвестирования в человеческий капитал и их отражение в кадровой политике предприятия // Менеджмент в Росси и за рубежом. 2009. № 3. С.132–138.;
- Celenza D., Lcchini M. Intellectual Capital Efficiency and Corporate Performance: Some Empirical Evidence, 2016. Режим доступа: [https://link.springer.com/chapter/10.1057/9781137355720_7].
Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, инвестиционный процесс, принцип, рабочее место, инвестиционная деятельность, личной интерес работника, трудовая деятельность, управление инвестициями, человеческий потенциал, эффективность управления.
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-v-chelovecheskiy-kapital-osnovnaya-problema-kachestvennogo-ekonomicheskogo-rosta
Источник https://studopedia.ru/19_22459_klassifikatsiya-vidov-truda.html
Источник https://moluch.ru/archive/322/73085/