Пути привлечения инвестиций в сельское хозяйство – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Как привлечь инвестиции и стимулировать активность граждан

— У нас развито сельское хозяйство. Шарыповский район входит в тройку муниципалитетов — лидеров края по культуре земледелия и урожайности зерновых культур. Валовое производство сельскохозяйственной продукции составляет 2 млрд руб. Также развиты энергетика, добыча бурого угля и нефелиновой руды. На энергетику приходится 71 процент объема промышленной продукции. Филиал «Березовская ГРЭС» ПАО «Юнипро» и разрез «Березовский» дают основную часть налогов в бюджет и обеспечивают занятость жителей.

Помогает ли бизнес решать социальные вопросы?

— Да. Предприятия района помогают строить социальные объекты. Так, детский сад и спорткомплекс в деревне Можары построило и оснастило сельхозпредприятие «Фортуна-Агро» в рамках муниципально-частного партнерства.

Стратегия развития Березовской ГРЭС увязана с проектами развития территории района. В рамках социально-экономического партнерства органов МСУ и филиала ПАО «Юнипро» мы запустили социальную программу «Шарыповский район — территория равных возможностей». Ее реализация позволила создать условия для реабилитации и адаптации людей с инвалидностью, проживающих в сельских поселениях. На средства компании мы приобрели для инвалидов 100 ноутбуков и портативных компьютеров. Кроме того, этой категории граждан предоставляют сотни социальных услуг.

Что это за услуги?

— Например, услуга «Социальное такси» для поездок инвалидов на реабилитацию. Есть услуга проката реабилитационной техники. Родители детей-инвалидов могут получать профессиональные консультации по скайпу. Благодаря программе у инвалидов района есть возможность заниматься адаптивными видами спорта, выступать в командных соревнованиях, участвовать в районном форуме «Вместе мы сможем больше» и краевых фестивалях.

Как районная власть поддерживает предпринимателей?

— Местная власть содействует развитию предпринимательства в первую очередь в сфере сельскохозяйственного производства. Муниципалитет предоставляет фермерам землю в долгосрочную аренду. Чтобы помочь им реализовать продукцию, мы создали в городе Шарыпово муниципальное предприятие «Сельскохозяйственный рынок», а в столице края Красноярске открыли его филиал.

В районе действует муниципальная подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства Шарыповского района». В ее рамках субъекты малого и среднего бизнеса получают субсидии на возмещение затрат. Их общий объем за 5 лет составил 31 млн руб. Бо́льшая часть средств инвестирована в сельхозпроизводство.

Мы упростили для предпринимателей и инвесторов процедуры предоставления муниципального имущества и земельных участков, оформления разрешительных документов. Все проблемы, которые возникают у бизнеса, рассматривает совет предпринимателей при главе района. В его составе — представители бизнеса и власти.

Есть ли у вас примеры успешного развития предприятий, которым муниципалитет оказал поддержку?

— Таких примеров много. Муниципалитет возмещает затраты на модернизацию и развитие производства на многих микропредприятиях. Среди них — пекарни и кафе, цеха готовых металлических изделий и навесного сельскохозяйственного оборудования, деревообработки.

Например, с 2014 по 2018 год предпринимателю Иннокентию Михайлову было предоставлено 728 тыс. руб. субсидий на возмещение части затрат на закупку оборудования для мини-пекарни и развитие производства. При реализации этого инвестиционного проекта созданы новые рабочие места и привлечено более 2 млн руб. инвестиций. Сегодня мини-пекарня выпускает несколько сортов хлеба и хлебобулочных изделий.

Предприниматель Николай Винников создал в селе Холмогорском деревообрабатывающее предприятие. Район обеспечил ему в 2018 и 2019 годах финансовую поддержку на сумму около 1 млн руб. В том числе за счет предоставленных субсидий предприниматель построил производственные здания, приобрел станки для распиловки древесины. Его инвестиции составили около 2 млн руб. Предприятие обеспечило новые рабочие места для жителей села и поступления в местный бюджет.

Вы планируете создать в Шарыповском районе территорию опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Чем она будет привлекательна для бизнеса?

— Особенностью нашей ТОСЭР будет ее ориентация на высокотехнологичное сельское хозяйство и производство пищевых продуктов. Таких примеров в стране немного. Для резидентов ТОСЭР будут снижены ставки по страховым взносам, налогу на прибыль и налогу на имущество.

На территории ТОСЭР мы планируем создать Агропромышленный парк «Сибирь» с объемом инвестиций 25 млрд руб. Реализация этого проекта включает строительство:

— высокотехнологичного тепличного комплекса площадью 30 га по выращиванию 22 тыс. т овощей в год в закрытом грунте;
— завода по глубокой переработке пшеницы с производительностью не менее 250 тыс. т зерна в год.

Заявленные инвестпроекты создадут 750 новых рабочих мест, дополнительные доходы бюджетов составят 44 млн руб. в год.

Заявку на приобретение нового статуса с финансово-экономическим обоснованием и расчетами по инвестиционным проектам мы уже направили в Минэкономразвития. Надеемся, что Правительство примет решение о создании ТОСЭР.

Какие инвестиционные проекты уже реализуются в районе?

— На территории района сейчас реализуются 34 проекта с общим объемом инвестиций 2,1 млрд руб. Например, в 2019 году был запущен муниципальный комплексный проект развития «Холмогорское». В него входят пять сельскохозяйственных инвестпроектов. Основным станет строительство убойного цеха с переработкой до 4 тыс. т мяса и отходов мясной и рыбной продукции в год. Сырье для цеха будут поставлять фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства. Общий объем инвестиций составляет 188 млн руб., из которых 29 процентов уже освоено.

Реализация проекта решит сразу несколько задач. Производства создадут новые рабочие места. Сельхозпредприятие обеспечит жителей района и краевого центра мясной продукцией, соответствующей ветеринарным стандартам. Будет сформирована транспортная инфраструктура для доступа к социально значимым объектам.

В сельских школах вашего района создают аграрные классы. Расскажите о них.

— Агропромышленному комплексу необходимы квалифицированные специалисты, которые сами выросли на земле и понимают специфику сельского труда. Поэтому в районе проводится профориентационная работа. Ее цель — популяризировать сельскохозяйственные профессии. Для этого в школах и на агропредприятиях работают агроклассы и профориентационные группы аграрной направленности.

В сентябре 2017 года был открыт первый аграрный класс в Березовской школе. Сейчас здесь работают уже два агрокласса. В Новоалтатской школе успешно функционирует профгруппа аграрной направленности. В этих школах ребята изучают виды и способы ведения сельскохозяйственного производства, современные технологии выращивания овощей и разведения скота. Школьники выступают со своими работами на конференциях разного уровня, посещают лекции и практические занятия в Красноярском аграрном университете. Практические занятия проходят и на предприятиях местных сельхозпроизводителей.

К январю 2020 года профгруппы аграрной направленности были созданы уже во всех школах района.

Шарыповский район называют краем голубых озер. Вы используете эту особенность территории для развития на ней туризма?

— В районе 273 озера. Некоторые из них имеют протяженность больше полутора десятков километров. Такое уникальное водное богатство способствует развитию туризма. Устойчивый рост количества туристов отмечается в нашем районе с 2012 года. А к концу 2019-го число отдыхающих, задержавшихся у озер хотя бы на одни сутки, приблизилось к 600 тыс. человек.

Мы приняли меры, чтобы поддержать развитие туристической отрасли:

— сформировали туристический паспорт;
— разработали программу создания туристско-рекреационного кластера;
— выделяем из бюджета средства на развитие дорожной и инженерной инфраструктуры туристических объектов.

В 2017 году начали строительство горнолыжной базы вблизи села Парная. Проект включает горнолыжную трассу с бугельным подъемником, гостиничный комплекс, детский городок и каток. Открыта новая база отдыха на берегу озера Большого. В реестр перспективных инвестпроектов включены проекты создания эко деревни, спортивно-стрелкового комплекса и базы отдыха для любителей рыбной ловли. Общий объем ожидаемых инвестиций по туристическому направлению до 2030 года составит 244 млн руб. Одновременно будем создавать туристическую инфраструктуру: строить автодороги, системы электроснабжения, очистных сооружений и водоотведения.

Ваш район стал победителем конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Какие механизмы вы используете?

— Мы активно используем самообложение. Администрация района поощряет активность жителей, которые стремятся решать вопросы благоустройства совместно с органами власти. Специалисты администрации разъяснили жителям, как работает этот механизм, и рассказали о госпрограмме «Поддержка самообложения граждан в городских и сельских поселениях». Затем на сходах в трех селах района было принято решение использовать механизм самообложения при реализации проектов благоустройства, которые выбрали сами жители. Удалось привлечь дополнительные средства и из краевого бюджета. Первый проект уже завершен — установлено ограждение на кладбище. На очереди еще два проекта: в селе Ораки появится Аллея Памяти, а в селе Большое Озеро будет выполнена отсыпка дороги к месту захоронения.

Какие механизмы обратной связи с населением используете в работе?

— Пятая часть жителей нашего района — люди пенсионного возраста. Их интересы представляет Шарыповский районный совет ветеранов. Я регулярно встречаюсь с ветеранским активом для планирования совместной деятельности. Все предложения ветеранов потом реализуются в муниципальных программах.

По инициативе главы муниципального района создан районный школьный парламент «Мы вместе». Парламент организует и проводит районные слеты, конкурсы, разрабатывает и реализует проекты для детей и молодежи.

При главе района действует молодежный совет. Результатом его работы стала реализация 11 молодежных инициатив летом 2019 года. В их числе — строительство в селе Большое Озеро уличной сцены, необходимой для проведения районного детского Гайдаровского фестиваля, обустройство Аллеи Славы в деревне Гляден и другие проекты.

В районе развито ТОС?

— Да. Начало этому было положено еще в 2006 году, когда я выступил на сельских сходах с инициативой создания советов сел. Местные жители эту идею поддержали. Сегодня в районе уже 34 совета сел, которые оформлены как ТОСы при органах МСУ сельских поселений. Каждый совет состоит из трех-пяти человек, в зависимости от количества жителей в селе. Их выбирают на сходах граждан.

Чем занимаются советы сeл?

— Они инициируют и организуют мероприятия по благоустройству. В октябре 2019 года в селе Малое Озеро силами активистов была обустроена Аллея Памяти возле памятника односельчанам, погибшим во время ВОВ. В том же году советы сел Линево и Скрипачи победили в конкурсе «Самая красивая деревня Шарыповского района» и получили по 100 тыс. руб. на реализацию проектов благоустройства. Советы сел — это сила, способная инициировать гражданские проекты и привлекать к их реализации общественность.

Пути привлечения инвестиций в сельское хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Актуальность статьи обусловлена особой важностью понимания необходимости привлечения инвестиций в сельское хозяйство , которые относятся к перспективным вложениям и способны приносить стабильный долгосрочный доход. В статье исследованы теоретические аспекты инвестирования сельского хозяйства . Рассмотрены источники инвестиций , проанализированы данные государственной статистики по производству основных видов импортозамещающих пищевых продуктов, по производству основных продуктов животноводства и растениеводства в Российской Федерации. Автором рассмотрены пути привлечения инвестиций в данную отрасль, что дает возможность улучшить финансовое состояние сельскохозяйственных производителей. Предложены некоторые направления по привлечению инвестиций в сельское хозяйство .

Читать статью  Прямые и портфельные инвестиции: различия, что лучше, риски и принципы

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С. В. Васильев

WAYS TO ATTRACT INVESTMENT IN AGRICULTURE

The relevance of the article is due to the particular importance of understanding the need to attract investment in agriculture , which are promising investments and can generate a stable long-term income. The article examines the theoretical aspects of agricultural investment . The author reviewed the sources of investment , analyzed data from state statistics on the production of main types of import-substituting food products, on the production of basic animal and crop products in the Russian Federation. This study examined ways to attract investment in this industry, which makes it possible to improve the financial condition of agricultural producers. The author in this study suggested some directions for attracting investments in agriculture .

Текст научной работы на тему «Пути привлечения инвестиций в сельское хозяйство»

ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО С.В. Васильев, студент

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена особой важностью понимания необходимости привлечения инвестиций в сельское хозяйство, которые относятся к перспективным вложениям и способны приносить стабильный долгосрочный доход. В статье исследованы теоретические аспекты инвестирования сельского хозяйства. Рассмотрены источники инвестиций, проанализированы данные государственной статистики по производству основных видов импортозамещающих пищевых продуктов, по производству основных продуктов животноводства и растениеводства в Российской Федерации. Автором рассмотрены пути привлечения инвестиций в данную отрасль, что дает возможность улучшить финансовое состояние сельскохозяйственных производителей. Предложены некоторые направления по привлечению инвестиций в сельское хозяйство.

Ключевые слова: инвестиции, сельское хозяйство, источники инвестиций, субсидии, кредит.

Инвестиции в сельское хозяйство относятся к перспективным вложениям и способны приносить стабильный долгосрочный доход, так как продукция сельского хозяйства всегда будет иметь ценность, тем более, что наше современное общество ориентировано на потребление продуктов натурального происхождения. Таким образом, инвестиции в сельское хозяйство в условиях сложившейся экономики более выгодны и имеют большую актуальность. Установление экспортных барьеров предоставило новые возможности сельскохозяйственным предприятиям, однако приходится прилагать усилия для поиска источников финансирования.

Государство предлагает ряд программ по поддержанию для привлечения инвесторов в данную отрасль. Инвестиции в аграрно-промышленный комплекс не приносят быстрый доход. Земля требует подготовки, посева культур, ухода, а потом сбор урожая, правильное хранение и дальнейшую реализацию. Здесь требуются знания, контроль, умения и выдержка. Вложения принесут прибыль не так быстро, как производственные вложения.

Антироссийские санкции сыграли свою роль: крупные инвестиционные компании

обратить внимание на внутренний рынок, и необходимо давать на рынок продукты собственного производства, что оказалось на руку как самой отрасли сельского хозяйства, так и потенциальным инвесторам.

Но на данный момент сельское хозяйство находится на уровне, не достаточном для обеспечения производства и предоставления на внутренний рынок широкого ассортимента продукции, пользующихся спросом у потребителей, соответственно эмбарго привело к принятию всех необходимых мер по развитию указанной отрасли с целью компенсации потерь от установленного ограничения импорта.

Однако обеспечение импортозамещения в продовольственной сфере и дальнейшее развитие сельского хозяйства может быть достигнуто при выполнении определенных условий, таких как доступности кредитных ресурсов и государственной поддержке.

Внимание со сторону государства продиктовано вступлением России во Всемирную торговую организацию, что в свою очередь отразилось на внешней политике страны и на политике сельского хозяйства. Этот факт привел к созданию системы финансовой поддержки, соответ-

ствующей возможностям сельскохозяйственных производителей.

Необходимость совершенствования программ развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции было продиктовано выводом экономики сельского хозяйства из кризиса и обеспечением импортозамеще-ния.

Увеличился спрос на отечественную продукцию, снизилась конкуренция со стороны импортных аналогов, начался процесс импортозамещения, в результате стал открытым вопрос о технической модернизации сельского хозяйства, чему способствовала санкционная политика, что привело к необходимости введения механизмов государственной поддержки, установленной в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы (далее — Госпрограмма).

Согласно Государственной программе особое значение расширено уделяется технической и технологической модернизации, экологической составляющей охраны земель. Осуществлен переход от дотаций к субсидиям на погашение процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам.

Необходимы уже и безотлагательны были меры: активное участие государства в распределении и перераспределении денежных доходов в сельском хозяйстве, повышение уровня финансирования сельского хозяйства с усилением роли регионального финансирования, сезонному и универсальному кредитованию отрасли в рамках господдержки, обязательному госстрахованию сельского хозяйства [1].

Вынужденные меры аграрной политики побудили Правительство к финансированию отрасли, так как большинство сельхозпредприятий, в том числе и имеющие низкую доходность, не могут рассчитывать на весомый инвестиционный приток, в том числе приток так необходимых долгосрочных инвестиций.

В данном исследовании рассмотрим основные источники инвестирования.

В период действия эмбарго сельскохозяйственным предприятиям рекомендуется обратить внимание на федеральные или региональные программы поддержки, для исполнения которых выделяется финансирование. Денежные средства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе при выполнении поставленных условий. Субсидии предоставляются из бюджетов разных уровней: федерального, областного, местного, для достижения целей, указанных в соглашениях на их предоставление. В случае неисполнения обязательств участвующие стороны соглашений несут ответственность. Сельхозпредприятия представляют детальные отчеты о расходовании средств, осуществляют возвраты неизрасходованных бюджетных средств в бюджет.

Вопросами субсидирования занимается Министерство сельского хозяйства РФ, которое может выделять денежные средства на следующие цели: компенсация расходов на страхование сельскохозяйственных предприятий; возмещение оплаченных по кредитам процентов; поддержка КФХ; финансирование региональных программ; финансирование или компенсация издержек на модернизацию, реконструкцию, развитие сельских территорий; реализация плана по мелиорации земель.

Для получения каждой субсидии утверждается порядок получения финансирования, который зависит от программы. Механизм получения и расходования субсидии заключается в следующем: выбор субсидии, подача заявки с приложениями и расчетами,решение комиссии регионального органа власти, извещение предприятия о решении, перечисление средств субсидии, целевое расходование и контроль.

Государством в рамках Госпрограммы оказывается различные виды господдержки, в том числе и субсидирование части первоначального взноса по приобретению сельхозтехники и оборудования в лизинговой форме.

Одним из основных источников инвестиций в сельском хозяйстве являются заемные средства. Основными кредиторами

выступают АО «Россельхозбанк»,

ПАО «Сбербанк», предоставляющие фермерам и владельцам небольших компаний несколько кредитных продуктов.

Сельскохозяйственный кредит предоставляется на текущие цели под залог, банковскую гарантию или с предоставлением поручителей и на инвестиционные цели: «на модернизацию и строительство новых объектов производства, внедрение новых технологий, модернизацию техники, закладку плантаций многолетних насаждений, создание социальной инфраструктуры села и реализацию проектов по замещению импорта» [2].

Введение санкций против банков значительно уменьшило возможности привлечения внешних финансовых ресурсов, что в свою очередь привело к повышению ставок процентов, и соответственно сделало менее доступными кредиты «внутренние».

АО «Россельхозбанк» сотрудничает с федеральными и региональными ведомствами, и, получая кредит, сельхозпредприятие может воспользоваться и мерами государственной поддержки, к примеру, часть процентов будет оплачиваться из бюджета.

Такая крупная организация как АО «Росагролизинг» сотрудничает с сельхозпроизводителями, которые заявляют о желании приобрести оборудование, племенной скот, технику, недвижимость. После рассмотрения обращения и оценки платежеспособности потенциального клиента, заключается договор и определяется порядок расчетов. АО «Росагролизинг» реализует совместные программы с РФ, например: субсидии на оплату по договору. В таких случаях муниципальные образования берут на себя издержки по плате-жамв установленных размерах, покрываемые бюджетом субъекта РФ. Возможно финансирование может быть предоставлено: по договору лизинга власти перечисляют первоначальный взнос, а в дальнейшем субсидируют периодические платежи до установленного процента.

Интерес к сельскохозяйственным предприятиям постоянно растет, капиталовло-

жения становятся все более выгодными, появляются и внедряются все новые схемы инвестирования, и этой активизации способствуют: импортозамещение, налоговые льготы, государственная поддержка.

Рассмотрим несколько путей поиска инвесторов сельского хозяйства:

1. Создаются объединения, аккумулирующие свободные средства большого количества лиц — фонды, управляют которыми опытные финансисты и экономисты. Специалисты тщательно отбирают предприятия, в которые инвестируются деньги. При этом Фонды приобретают долю в отобранных фирмах, в которые инвестируют деньги, или ценные бумаги.

2. Интерес представляют виртуальные площадки, созданные для встреч частных инвесторов и агропредприятий. Предоставляется возможность сбора денег на реализацию идей, используя интернет-сервисы, или развить уже функционирующий бизнес. Для претворения в жизнь намеченных планов необходимо предоставить проект, с указанием сроков окупаемости, капитале и в случае, если заинтересованности участники платформы направят деньги на осуществление проекта. Примером таких площадок могут служить: «Агросервер.ру», «Кикстартер». Однако это риск.

3. Необходимо посещать такие мероприятия, как конференции и форумы, где есть вероятность встретить готовых профинансировать перспективное предприятие частных инвесторов.

Статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ. В первом полугодии 2018 года инвестиции в основной капитал предприятий сельского хозяйства в России увеличились на 22,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 166,3 млрд. руб. [3].

В сложившейся экономике производство продуктов сельского хозяйства, животноводства, растениеводства не снижает свои объемы.

Так, например, производство основных продуктов животноводства в Российской Федерации по хозяйствам всех категорий за 2017 год составило 14513,0 тысяч тонн,

что соответствует 104,4% к показателям производства 2016 года — 13896,042 тысяч тонн; в том числе отмечено увеличение объема продукции в живом весе: свиней в размере 4550 тысяч тонн, что составило 105,1% показателя 2016 года (4 329,0 тысяч тонн), и 119,3% показателя 2014 года (3812,5 тысяч тонн) [3].

Некоторые показатели производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации в 2018 году составили: мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) замороженное, в том числе для детского питания составило 47,8 тыс. тонн, что составило 120% к аналогичному периоду прошлого года; рыба морская живая, не являющаяся продукцией рыбоводства — 101 тыс. тонн, что составило 129,1% к аналогичному периоду прошлого года; фрукты, ягоды и орехи, свежие или предварительно подвергнутые тепловой обработке, замороженные — 13,6 тыс. тонн, что составило 142,2% к аналогичному периоду прошлого года и т. д. [3].

Если рассмотреть показатели реализации основных продуктов растениеводства, преимущественно с каждым годом просматривается тенденция увеличения объемов реализации, из них по некоторым товарам: зерновые культуры за 2017 год -92878 тыс. тонн, что составило 111,7% к показателю 2016 года (83134 тыс. тонн); зерновые культуры за 2017 год — 92878 тыс. тонн, что составило 129,1% к показателю 2016 года (83134 тыс. тонн), сахарная свекла за 2017 год — 46494 тыс. тонн, что составило 106,5% к показателю 2016 года (43640 тыс. тонн); овощи за 2017 год -7 092 тыс. тонн, что составило 106,6% к показателю2016 года (6656 тыс. тонн) [3] и т.д.

Проведенный анализ подтверждает актуальность отрасли сельского хозяйства, объемы производства продолжают расти, объемы инвестиций в основной капитал предприятий сельского хозяйства увеличивается.

Заключение и предложения.

Подводя итоги в результате проведенного исследования, и в целях поиска выгодных путей привлечения инвестиций в

сельское хозяйство можно сделать ряд выводов и предложений.

Читать статью  Инвестиции в российские госкомпании – преимущества и недостатки для частного инвестора

Введение санкций стало важным импульсом для развития сельского хозяйства. Однако эффект от вложений можно ощутить лишь через несколько лет даже при самых благоприятных условиях.

На данный момент в России осуществляется грамотная государственная аграрная политика импортозамещения и отмечена положительная тенденция развития сельскохозяйственной отрасли.

Необходимо особое внимание уделить исполнению мероприятий Госпрограммы, при этом стремиться, чтобы бюджетные ассигнования, выделенные на реализацию указанных мероприятий, были освоены в полном объеме.

Субъектам РФ следует своевременно представлять предусмотренные документы, необходимые для получения необходимых субсидий.

Основными причинами неосвоения средств федерального бюджета в полном объеме являются несвоевременное представление субъектами Российской Федерации необходимого для получения субсидий пакета документов, несоблюдение достаточного объема финансирования в целях обеспечения уровня софинансиро-вания расходных обязательств субъектами Российской Федерации и др. [4].

Регионам следует провести ряд мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата, который всегда рассматривается как решающий фактор при решении вопроса об инвестировании средств в сельскохозяйственные предприятия.

В результате проведенного исследования можно отметить, что введение новых инновационных проектов, направленных на создание высокотехнологичных производств, может оказать влияние на более перспективное привлечение инвестиций в сельское хозяйство.

Тема государственной поддержки сельского хозяйства актуальна на текущий момент. Отрасль становится приоритетной и ее поддержка государством имеет огромное значение.

1. Короткова С.Н., Ткач Ю.Б. «Кредитование как одно из направлений финансирования сельского хозяйства в условиях членства в ВТО и санкций» / С.Н. Короткова, Ю.Б. Ткач // В сборнике: Аюшиевские чтения. Финансово-кредитная система: опыт, проблемы, инновации материалы международной научно-практической конференции, 75-й ежегодной научной конференции профессорско-преподавательского состава и докторантов, 27-й научной конференции аспирантов и 77-й научной конференции студентов и магистрантов (секция финансово-экономического факультета): в 2 томах. — 2016. С. 124-131.

2. Маслак И.Н., Бунтовский С.Ю. Развитие агропромышленного комплекса россии в условиях санкций: перспективы и проблемы / И.Н. Маслак, С.Ю. Бунтовский // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — №5-1. — С. 144-147.

3. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/

4. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. -URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program2013-2020/

WAYS TO ATTRACT INVESTMENT IN AGRICULTURE

S.V. Vasiliev, student Lomonosov Moscow state university (Russia, Moscow)

Abstract. The relevance of the article is due to the particular importance of understanding the need to attract investment in agriculture, which are promising investments and can generate a stable long-term income. The article examines the theoretical aspects of agricultural investment. The author reviewed the sources of investment, analyzed data from state statistics on the production of main types of import-substituting food products, on the production of basic animal and crop products in the Russian Federation. This study examined ways to attract investment in this industry, which makes it possible to improve the financial condition of agricultural producers. The author in this study suggested some directions for attracting investments in agriculture.

Keywords: investment, agriculture, sources of investment, subsidies, credit.

«Рекомендации по подготовке стратегий инвестиционного развития муниципальных образований и паспортов инвестиционной привлекательности»

Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования — одно из важнейших направлений социально-экономического развития территорий. Органы местного самоуправления располагают возможностями существенно влиять на инвестиционный климат территории. Одним из важнейших направлений инвестиционной политики муниципалитета является маркетинг территории, то есть улучшение ее «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инвесторов.

Данные рекомендации подготовлены Департаментом содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ на основе практического опыта территориальных ТПП и региональных администраций по разработке стратегий инвестиционного развития муниципальных образований и создания инвестиционных паспортов отдельных территорий.

1. Разработка стратегии инвестиционного развития муниципального образования.

Разработка стратегической цели или системы целей долгосрочного развития муниципального образования является наиболее важным и одновременно сложным элементом стратегического планирования. Цель должна указывать на конкретный желаемый результат или определенное состояние муниципального образования в будущем.

Стратегия инвестиционного развития муниципального образования представляет собой комплексный документ стратегического характера, который определяет ключевые экономические направления в развитии муниципального района (города) на расчетный срок до 2020 года. Данный документ составляет основу для принятия управленческих решений в сфере экономической и инвестиционной политики муниципального образования и обеспечивает согласованное развитие муниципальной территории в структуре субъекта РФ и Федерального округа Российской Федерации.

1.1. Формулирование стратегических целей инвестиционного развития и направлений их достижения.

Наиболее распространенной ошибкой при формулировании цели является описание абстрактного процесса, не имеющего ни начального, ни конечного состояния развития.

«улучшение инвестиционного климата и обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста района на основе повышения его конкурентоспособности»;

Разрабатывая стратегические цели, в первую очередь необходимо определить общую идеологию развития муниципального образования.

«. наш город станет центром сосредоточения передовых строительных технологий и профессионального опыта в строительной индустрии».

Необходимо отметить, что в данной работе не существует стандартных шаблонов. Для того чтобы сформулировать конечную цель развития муниципального образования, важно представлять данный объект управления через определенный промежуток времени, иными словами визуализировать его будущее состояние.

Цели разрабатываются с учетом текущей ситуации и ведут по направлению к достижению видения будущего. Они должны отвечать следующим требованиям, то есть быть:

— ориентированными на действия,

— привязанными ко времени.

Примеры стратегических целей инвестиционного развития муниципального образования:

«К 2020 году муниципальное образование должно стать популярным горноклиматическим и бальнеологическим курортом на Юге России, который способен принимать в круглогодичном режиме не менее 1,5 млн. туристов в год, предоставляя условия для максимально разностороннего активного отдыха с лечебно-оздоровительными возможностями».

«К 2020 году сформировать на территории муниципального образования высокотехнологичный кластер мясомолочной промышленности, продукция которого должна занимать не менее 15% соответствующего рынка Краснодарского края. При этом не менее 10% объема будет экспортироваться в другие регионы России».

«Обеспечить к 2020 году кардинальную технологическую модернизацию предприятий сельскохозяйственной отрасли (овощеводство и птицеводство), увеличив производительность труда в ней не менее чем на 25%, и сформировать единую закупочно-снабженческую систему сельскохозяйственной продукции с ежегодным оборотом не менее 13 млрд. рублей» .

Методические рекомендации по разработке стратегий инвестиционного развития муниципальных образований Краснодарского края до 2020 года. Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края. — Краснодар, 2009 г.

При выборе стратегических целей важно сделать акцент на те из них, которые способны принести максимальный положительный эффект для муниципального образования. Каждая стратегическая цель должна иметь обоснование, предпосылки и возможные ограничения.

В частности, при разработке стратегий инвестиционного развития муниципальных районов Ярославской ТПП в обязательном порядке реализуется базовый принцип устойчивого развития. Во время работы в Угличском районе Ярославской области специалисты палаты впервые обосновали применение перспективных технологий в реализации стратегических решений, опробированных в мировой и российской практике: кластерный подход и создание инновационно-производственных объединений предприятий, расположенных на территории района.

Как правило, стратегические цели должны способствовать реализации конкурентных преимуществ муниципального образования. Рекомендуемое число стратегических целей (направлений по достижению общей стратегической цели) — не более трех. Важно, чтобы каждая стратегическая задача имела краткое обоснование, раскрывающее смысл и планируемый эффект от ее реализации. В качестве обоснования можно представить результаты экономических расчетов.

Особое внимание также следует уделить вопросам финансирования реализации каждой стратегической задачи. Необходимо продумать несколько схем финансирования и выбрать наиболее оптимальную. Остальные будут являться запасными.

Финансирование может осуществляться за счет муниципальных целевых программ, краевых, при необходимости федеральных программ. Если средств в бюджете недостаточно, необходимо продумать, как привлечь частные инвестиции в этом направлении, в том числе на основе государственно-частного партнерства.

Чтобы облегчить восприятие установленных стратегических задач, по возможности необходимо использовать схемы или картографические материалы, отображающие основную суть реализации определенных стратегических задач.

Таким образом, стратегические задачи представляют собой конкретные и измеримые шаги, с помощью которых достигаются стратегические цели. Каждая задача поддерживается набором определенных мер (мероприятий, проектов) по их достижению.

1.2. Формирование механизма отбора стратегических инвестиционных проектов муниципального образования.

Важно сформировать порядок и механизмы отбора стратегических инвестиционных проектов муниципального образования. Решение о присвоении инвестиционному проекту статуса стратегического должно приниматься органами власти муниципального образования коллегиально. При этом стратегия развития муниципального образования должна быть четко увязана со стратегическими документами развития субъекта РФ и федерального округа.

Стратегическим инвестиционным проектом муниципального образования является проект, который вносит важный вклад в достижение установленных стратегических целей и способствует решению важных стратегических задач развития местной территории.

Необходимым условием признания инвестиционного проекта стратегическим является его соответствие следующим критериям:

1) логическое соответствие установленным стратегическим целям инвестиционного развития, внесение важного вклада проекта в решение определенной стратегической задачи или нескольких задач;

2) улучшение в результате реализации инвестиционного проекта социально-экономических условий жизнедеятельности местных сообществ муниципального образования;

3) повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования (касается инфраструктурных проектов);

4) развитие на территории муниципального образования одной из важнейших отраслей народного хозяйства: агропромышленного комплекса, промышленности, туризма, науки и образования, информационных технологий и инноваций, финансовой отрасли, транспортно-транзитной и логистической отрасли, а также других отраслей.

Кроме того, стратегический инвестиционный проект также должен отвечать совокупности следующих требований:

а) наличие экономической эффективности стратегического инвестиционного проекта с учетом срока его окупаемости и прибыльности;

б) обеспечение совокупного объема инвестирования в развитие приоритетных отраслевых направлений, определенных стратегическими целями развития в объеме не менее 100 млн. руб. (исключением могут являться инновационные проекты).

в) использование наукоемких, энергосберегающих, ресурсосберегающих, а также иных высокоэкономичных технологий в случае, если стратегический инвестиционный проект связан с промышленным производством.

1.3. Создание соответствующих инфраструктурных условий для реализации стратегии инвестиционного развития.

Успешное достижение установленных в стратегическом плане целей и задач инвестиционного развития местной территории не представляется возможным без создания соответствующих инфраструктурных условий, адекватных потребностям муниципальной экономики.

Четко сформулированные стратегические цели и задачи инвестиционного развития, дополненные конкретными количественными критериями, позволяют спрогнозировать и рассчитать перспективные потребности муниципального образования в электроэнергии, системах водоснабжения и водоотведения, автодорожной инфраструктуре, телекоммуникациях, ж/д подъездах и прочих инфраструктурных объектах.

Прежде всего, рекомендуется определить общие потребности в инженерной и транспортной инфраструктуре на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. На основе рассчитанных общих инфраструктурных потребностей формируется перечень конкретных мероприятий на краткосрочную перспективу (до 2015 года) по обеспечению муниципальной территории необходимыми инфраструктурными объектами.

Важнейшей составляющей механизма реализации Стратегии является создание координационной структуры, которая будет осуществлять непосредственное управление реализацией Стратегии, например Совет по стратегическому развитию района (города) под председательством главы администрации муниципального образования (далее — Совет).

В состав Совета рекомендуется включить заместителей главы администрации муниципального образования, депутатов местных органов законодательной власти, глав сельских и городских поселений, руководителей федеральных и региональных организаций и ведомств, руководителей крупнейших (бюджетообразующих) предприятий, руководителей территориальной ТПП.

1.4. Разработка Программы (плана) реализации Стратегии.

Основной задачей создаваемого Совета является координация и принятие ключевых решений, связанных с разработкой, утверждением и выполнением Программы (Плана) реализации Стратегии.

Читать статью  Инвестиционная привлекательность: как обратить на себя внимание инвестора — Финансы на vc. ru

В Программу включаются мероприятия по разработке бизнес-планов, ТЭО инвестиционных проектов, мероприятия по проведению геологоразведочных работ, реализации инвестиционных проектов и т.д.

Программа разрабатывается на ближайшие три года с детализацией первого года с указанием объемов и источников финансирования. Программа мероприятий инвестиционного развития утверждается соответствующим нормативно-правовым актом и становится программным документом, который учитывается при подготовке проекта муниципального бюджета. При этом мероприятия, вошедшие в Программу, пользуются приоритетом при выделении средств муниципального бюджета, а также привлечении региональных и федеральных ресурсов.

Включение в стратегический план определенного проекта служит дополнительным аргументом при привлечении средств частных инвесторов.

2. Создание инвестиционного паспорта муниципального образования.

Первый шаг маркетинга территории — создание информационного поля, необходимого инвесторам для принятия решений. Как показывает практика, наиболее эффективный инструмент в данном случае — инвестиционный паспорт муниципального образования — комплексный информационный бюллетень, рассчитанный на конкретную аудиторию — потенциальных инвесторов.

Инвестиционный паспорт может выступать как составная часть долгосрочной стратегии инвестиционного развития муниципального образования.

2.1. Структурные разделы инвестиционного паспорта.

Наиболее востребованными со стороны инвесторов структурными разделами инвестиционного паспорта являются:

1. Общие сведения о муниципальном образовании;

2. Параметры социально-экономического развития муниципалитета: уровень жизни, экономика, местный бюджет, рынок труда, качество городской среды;

3. Перспективы развития муниципалитета. Прогнозные характеристики. Концепция развития муниципалитета;

4. Инвестиционная инфраструктура: транспорт, телекоммуникации, финансовый сектор, рынок недвижимости, производственная, инженерная, научно-образовательная, социальная, гостиничная инфраструктура;

5. Нормативно-правовые акты, регламентирующие инвестиционный процесс;

6. Процедуры организации бизнеса;

7. Предложения по инвестиционным проектам и инвестиционным площадкам;

8. Контактная информация.

В качестве приложений подготавливаются паспорта инвестиционных проектов и площадок, карты геологического строения и минерально-сырьевой базы, водных ресурсов, лесных ресурсов района.

Разрабатывая инвестиционный паспорт, муниципалитет заявляет о себе как о партнере для участия в инвестиционной деятельности. Одновременно оказывается информационная поддержка местным предприятиям, имеющим инвестиционные проекты.

2.2. Алгоритм действий по подготовке инвестиционного паспорта.

По мнению Тверской ТПП, ведущей работу по подготовке инвестиционных паспортов уже более пяти лет, алгоритм действий должен быть следующим: изучение потенциала территории, подготовка на основе этого анализа опережающей концепции развития муниципального образования, включающей конкретные деловые проекты, определение роли территории в структуре российского и мирового бизнеса, создание промышленных и инвестиционных площадок и сопутствующих условий для инвестирования, продвижение данного продукта к потенциальным инвесторам.

Составление инвестиционного паспорта муниципального образования должно строиться на регулярной основе с целью обновления представляемой информации. Для выполнения данной задачи необходимо:

— организовать периодический сбор достоверной статистической информации о состоянии экономики муниципального образования;

— определить инвестиционную политику на среднесрочную перспективу;

— определить потенциально возможные области и объекты для инвестирования;

— провести SWOT-анализ выбранных областей и субъектов;

— оценить возможные затраты и ожидаемые результаты, а также способы участия администрации.

2.3. Инвестиционный паспорт как элемент инвестиционной политики муниципального образования.

Инвестиционный паспорт, как элемент инвестиционной политики города, выполняет определенную задачу продвижения города на внешний (по отношению к муниципалитету) уровень — к потенциальным внешним инвесторам. Именно поэтому перед разработчиками ставится сложная цель — максимально эффективно проинформировать внешнюю бизнес-среду о возможностях муниципального образования в области инвестиций.

При составлении инвестиционного паспорта эксперты (работники муниципалитета, территориальной ТПП) должны придерживаться следующих способствующих успеху рекомендаций.

— Инвестиционный паспорт должен быть ориентирован на конкретную аудиторию — потенциальных инвесторов. Его цель — не просто освещать ситуацию в городе, а содействовать привлечению инвестиций.

— При изложении следует соблюдать баланс фактов и комментариев. Уход в любую из крайностей приведет либо к недостаточной информативности, либо к избыточной описательности, «размытости» документа.

— Информация должна излагаться ясным, доступным языком. В частности, следует, по возможности, избегать узкоспециальной или сугубо научной лексики. В тех случаях, когда подобные термины необходимы, их значение целесообразно пояснять.

2.3.1. Опыт Тверской ТПП по разработке инвестиционных паспортов.

Важной составной частью инвестиционного паспорта муниципалитета является детальное описание собственности (земельных участков, строений, оборудования), предлагаемых потенциальным инвесторам для освоения. Именно детальное описание предлагаемых к инвестированию объектов собственности отличает инвестиционный паспорт от инвестиционного и бизнес-профиля города.

Тверская ТПП при подготовке паспортов особое внимание уделяет разделу, включающему инвестиционные проекты. Проекты реальны, просчитаны с учетом возможных рисков и привязаны к стратегии развития района и его специфике. Так, в Калязинском районе Тверской области при исследовании было обнаружено значительное число неработающих производств, пустующих корпусов и площадок.

Это определило задачу: использовать имеющиеся возможности, вдохнуть в производства новую жизнь. В Кувшиновском районе была отмечена иная проблема: отсутствие глубокой лесопереработки, недостаточное использование отходов деревообработки. В соответствии с этим появились проекты производства строительных материалов и топливных брикетов на основе древесных опилок.

Также Кувшиновский и Весьегонский районы представляли высокий потенциал для развития туризма. Это сделало очевидным присутствие в пакете инвестиционных предложений проектов кемпингов, гостиниц, туристических маршрутов, агротуристических предприятий.

2.4. Проблемы при подготовке инвестиционных паспортов и способы их решения.

Инвестиционный паспорт — хотя и эффективный, но достаточно новый для российских муниципалитетов инструмент инвестиционной политики. С новизной данного инструмента связаны основные проблемы его внедрения.

Необходимо отметить, что до сих пор среди руководителей муниципалитетов преобладает мнение, что нет необходимости в целенаправленной информационной работе с инвесторами. Если же понимание важности данной работы существует, то в большинстве случаев нет соответствующего опыта ее организации.

Следствиями этой первичной, на наш взгляд, проблемы, с которыми сталкиваются администрации и территориальные ТПП при разработке инвестиционного паспорта, являются:

— слабая информированность муниципальных властей о назначении и преимуществах использования инвестиционного паспорта муниципалитета;

— ограниченность финансовой базы местной власти;

— дефицит квалифицированных кадров в области анализа инвестиций на муниципальном уровне.

Слабая информированность о назначении инвестиционного паспорта выражается в том, что зачастую за инвестиционный паспорт выдается описание социально-экономического положения или бизнес-профиль. Инвестиционный паспорт в отличие от упомянутых документов содержит вполне конкретную и детальную информацию об инвестиционных возможностях муниципалитета.

Условия, в которых сегодня существуют российские муниципалитеты, характеризуются в том числе и ограниченностью финансовой базы муниципалитетов. Когда большая часть собираемых в бюджет средств направляется на исполнение самых неотложных обязанностей (по определению муниципальных служащих, «зарплатно-коммунальный бюджет») и когда бюджеты развития являются скорее чисто номинальными (то есть мероприятия занесены в бюджет, но не финансируются), обоснование выделения средств на разработку инвестиционного паспорта (который относится именно к инструментам развития) сильно затруднено.

Основным способом решения данных проблем является изучение успешного опыта других муниципалитетов.

Еще одной важной проблемой современного муниципального менеджмента в России является недостаток высококвалифицированных кадров, способных проводить качественный анализ инвестиционных процессов. Также отсутствуют теоретические наработки, которые могли бы быть применены на практике в современных российских условиях.

Одним из возможных путей решения данной проблемы является привлечение сторонних организаций, специализирующихся на разработке инвестиционных стратегий и паспортов. Однако услуги таких организаций, как правило, довольно дороги.

Другая возможность заключается в привлечении специалистов местных крупных предприятий. Данный подход является более предпочтительным, так как способствует большему вовлечению местного бизнес-сообщества в решение задач продвижения города как места, благоприятного для ведения бизнеса.

Разработка инвестиционного паспорта муниципалитета требует организации системы сбора и анализа информации по социально-экономическому развитию, постоянного мониторинга бизнес-среды и инвестиционных предложений, а также создания информационной базы данных по имеющимся инвестиционным площадкам (объектам применения инвестиций).

Сложность данной работы и соответственно затраты на ее проведение повышается в связи с тем, что в муниципалитетах отсутствуют наработки по созданию информационных баз данных, содержащих полную и объективную информацию, необходимую для составления инвестиционного паспорта муниципалитета.

Как показывает опыт, основная часть затрат (как временных, так и финансовых) приходится на создание информационной базы данных по муниципальной недвижимости. Необходимо четко и ясно описать основные особенности объектов недвижимости, их границы и возможности по использованию в инвестиционных целях.

Подготовке такой базы данных муниципальной недвижимости значительно способствует составление земельного кадастра. Инвестиционная активность должна быть жестко привязана к генеральному плану, концепции развития муниципалитета, а также к стратегическому плану его социально-экономического развития.

Другую значительно меньшую часть составляют расходы на разработку, создание и подготовку печатного варианта инвестиционного паспорта, подготовка его электронного варианта и размещение информации в Интернете.

Информационная часть инвестиционного паспорта должна размещаться на сайте городской администрации (территориальной ТПП).

По оценкам экспертов, основным результатом внедрения инвестиционного паспорта является привлечение инвестиций в район, рост объемов производства и, как следствие, рост налогооблагаемой базы и отчислений в местный бюджет.

Необходимо отметить, что инвестиционный паспорт является важным, но далеко не единственным элементом, способствующим привлечению инвестиций, росту экономики и снижению безработицы.

Только комплекс мероприятий, включающий в себя инвестиционный паспорт, работу администрации с инвесторами, формирование благоприятного бизнес-климата — то есть то, что называется инвестиционной политикой муниципалитета, способно привести к значительным количественным изменениям в экономике муниципального образования. И поэтому не представляется возможным выделить эффект только от внедрения инвестиционного паспорта.

Как показывает российский опыт, инвестиционный паспорт является необходимым, но не достаточным условием роста инвестиционной активности. Наличие только инвестиционного паспорта при плохом климате для бизнеса не может увеличить приток инвестиций. Равно как и благоприятный климат сам по себе при условии, что инвесторы об этом слабо проинформированы, также не усиливает инвестиционную активность.

Система ТПП может выступать как независимый эксперт, обеспечивающий анализ инвестиционных потенциалов и перспектив развития муниципальных образований, разработчик бизнес-планов развития территорий и конкретных инвестиционных проектов и, наконец, основной информационный канал, обеспечивающий взаимодействие муниципальных образований и потенциальных инвесторов.

СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2020 ГОДА

Раздел 1: Презентация муниципального образования и демонстрация его основных показателей.

1.1 Особенности географического положения территории

1.2 Ресурсно-сырьевой потенциал

1.3 Кадровый потенциал

1.4 Демографическая ситуация и оценка социальной сферы

1.5 Экономическое развитие и анализ деловой активности

1.6 Структура доходов бюджета

1.7 Инвестиционная активность и проекты на активной стадии реализации

1.8 Итоговые выводы по разделу

Раздел 2: Состояние инфраструктуры

2.1 Транспортная инфраструктура

2.2 Связь и телекоммуникации

2.3 Инженерная инфраструктура

2.4 Финансовая инфраструктура

2.5 Итоговые выводы по разделу

Раздел 3: Стратегический план развития муниципального образования

3.1 Стратегические цели и задачи инвестиционного развития муниципального образования

3.2 Архитектура и градостроительство. Функциональное зонирование территории (в соответствии с СТП).

3.3 Перспективные стратегические инвестиционные проекты

3.4 Мероприятия по развитию инфраструктуры

3.4.1 Транспортная инфраструктура

3.4.2 Связь и телекоммуникации

3.4.3 Инженерная инфраструктура

3.5 Целевые индикаторы реализации стратегии

Раздел 4: Механизм реализации стратегии инвестиционного развития

4.1. Создание организационных структур по вопросам стратегического развития.

Источник http://cmokhv.ru/materials/mat20200227/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/puti-privlecheniya-investitsiy-v-selskoe-hozyaystvo

Источник https://legalacts.ru/doc/rekomendatsii-po-podgotovke-strategii-investitsionnogo-razvitija-munitsipalnykh-obrazovanii-i/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.